Global navigation satellite system. Cargo motor transport dispatcher control systems. Requirements for architecture, functions and tasks to be solved of dispatcher control system for oil product transportation
Дата введения - 1 сентября 2012 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1. Разработан Закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Транснавигация"
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 886-ст
4. Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, созданные на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам навигационных диспетчерских систем управления специализированным грузовым автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки нефтепродуктов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения
ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52438, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 грузоотправитель: Предприятие, осуществляющее отправку грузов по договору перевозки или без такового для собственных целей или для третьей стороны.
3.2 грузоперевозчик: Предприятие, осуществляющее транспортную операцию по договору перевозки или без такового.
3.3 автоматизированное рабочее место организации перевозчика: Элемент системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления автомобильными транспортными средствами организации перевозчика, предназначенными для перевозки нефтепродуктов.
3.4 автоматизированное рабочее место специалиста контролирующей организации: Элемент системы информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов, реализующий функции контроля и надзора за региональными автомобильными перевозками нефтепродуктов.
3.5 система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов планирования, контроля, регулирования региональных перевозок нефтепродуктов.
3.6 средства информационного обмена системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов: Информационно-телекоммуникационные средства в совокупности со средой распространения данных, предназначенные для передачи информации между элементами системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АЗС - автомобильная заправочная станция;
АТС - автомобильное транспортное средство;
АТП - автотранспортное предприятие;
ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД;
Госавтодорнадзор - структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
МВД - Министерство внутренних дел Российской Федерации;
МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Ространснадзор - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
УГИБДД - Управление ГИБДД;
ЦУКС МЧС - Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
GSM - стандарт мобильной сотовой связи;
GPRS - протокол передачи данных в сетях мобильной сотовой связи.
5 Архитектура системы
Региональные системы управления перевозками нефтепродуктов должны включать следующие элементы:
- региональное подразделение Госавтодорнадзора;
- автотранспортное предприятие;
- грузоотправители (нефтебазы);
- грузополучатели (автозаправочные станции);
- автомобили и автопоезда, перевозящие нефтепродукты;
- диспетчерские грузовых автотранспортных предприятий, перевозящих нефтепродукты;
- Управления ГИБДД субъектов Федерации, контролирующие перевозки нефтепродуктов;
- Центр управления в кризисной ситуации МЧС.
Региональное подразделение Госавтодорнадзора осуществляет общий контроль перевозок нефтепродуктов и взаимодействие с оперативными службами при возникновении дорожно-транспортных происшествий или чрезвычайных ситуаций в процессе перевозок.
Диспетчерское управление перевозками нефтепродуктов в регионе децентрализованное. Непосредственно оперативное диспетчерское управление перевозками осуществляют диспетчерские центры, развернутые на базе автотранспортного предприятия или на базе предприятия грузоотправителя.
Архитектура системы управления перевозками нефтепродуктов с диспетчерским центром на базе автотранспортного предприятия показана на рисунке 1, на базе предприятия грузоотправителя - на рисунке 2.
Рисунок 1 - Архитектура системы управления перевозками нефтепродуктов с диспетчерским центром
на базе автотранспортного предприятия
Рисунок 2 - Архитектура системы управления перевозками нефтепродуктов с диспетчерским центром
на базе предприятия грузоотправителя
6 Перечень и содержание автоматизируемых функций диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов
6.1 Перечень автоматизируемых функций:
- планирование перевозок;
- контроль процесса перевозок;
- регулирование процесса перевозок;
- формирование отчетной информации о перевозочном процессе.
6.2 Содержание автоматизированных функций
6.2.1 Планирование перевозок включает в себя:
- создание и ведение нормативной базы данных;
- создание и сопровождение электронной карты местности;
- формирование специализированных слоев маршрутной сети, содержащих плановые маршруты движения с учетом запрещенных для въезда зон;
- организацию доступа контролирующих органов к информации маршрутов движения;
- создание в электронном виде сменно-суточных заданий и графика выпуска автомобилей и автопоездов из автотранспортного предприятия;
- формирование и печать заданий водителям транспортных средств с приложением фрагмента карты местности с нанесенной трассой установленного маршрута движения.
6.2.2 Контроль процесса перевозок включает в себя:
- контроль и регистрацию выпуска транспортных средств на линию;
- фиксацию и формирование в автоматизированном режиме сообщений о нарушениях на выпуске;
- формирование по запросу оперативных справок о выпуске транспортных средств (план/факт) на момент запроса, в том числе по объектам погрузки транспортных средств;
- контроль прибытия транспортных средств на пункты погрузки/разгрузки;
- фиксацию и формирование в автоматизированном режиме сообщений о нарушениях, связанных с прибытием транспортных средств на пункты погрузки/разгрузки;
- контроль длительности простоя транспортных средств под погрузкой/разгрузкой;
- фиксацию и формирование в автоматизированном режиме сообщений о нарушениях установленной продолжительности простоя транспортных средств под погрузкой/разгрузкой;
- формирование оперативных справок о состоянии процессов погрузки/разгрузки на момент запроса, в том числе по объектам погрузки/разгрузки;
- непрерывное определение местоположения машин на линии;
- непрерывный контроль нахождения транспортных средств на установленном маршруте;
- фиксацию и формирование в автоматическом режиме сообщений о нарушениях установленного маршрута движения;
- контроль установленного скоростного режима движения транспортных средств на маршрутах;
- фиксацию и формирование в автоматическом режиме сообщений о нарушениях установленного скоростного режима движения;
- контроль установленного режима труда и отдыха водителей в процессе движения транспортных средств на маршрутах;
- учет и контроль факта прибытия транспортных средств в заданные пункты погрузки/разгрузки;
- регистрацию отклонений от установленного режима движения, маршрута движения и формирование сообщений об отклонении;
- регистрацию сходов, простоев и возвратов транспортных средств;
- формирование в автоматизированном режиме сообщений и вывод оперативных справок обо всех нарушениях работы на линии;
- отображение движения транспортных средств на электронной карте или схеме;
- формирование оперативных справок о состоянии процесса перевозок (число транспортных средств под погрузкой, число транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, число транспортных средств под разгрузкой) в различных разрезах;
- контроль параметров состояния перевозимого груза;
- визуальное и звуковое оповещение диспетчера о наступлении определенных событий: срабатывание датчиков, выход параметров состояния груза за установленные пределы;
- формирование сообщений водителю транспортного средства о выходе параметров состояния груза за установленные пределы;
- контроль процесса перевозки нефтепродуктов подразделением Госавтодорнадзора, региональными подразделениями УГИБДД, ЦУКС МЧС на основе предоставления доступа к базе данных диспетчерской системы и обеспечения возможности контроля процесса перевозки в реальном времени.
6.2.3 Регулирование процесса перевозок включает в себя:
- корректировку наряда при обнаружении отклонений по фактическим данным, при необходимости - включение в наряд резервных транспортных средств и водителей;
- подключение резервных транспортных средств при сходах и недовыпусках;
- переключение транспортных средств со своих маршрутов на маршруты сошедших транспортных средств при отсутствии резервных.
6.2.4 Формирование отчетной информации о перевозочном процессе включает в себя:
- формирование отчетов о выполненных рейсах (план/факт), объемах перевозок (план/факт) за сутки и нарастающим итогом с начала отчетного периода:
- по пунктам погрузки;
- по пунктам разгрузки;
- по транспортным средствам;
- по водителям;
- формирование отчетов по расходу топлива за сутки и нарастающим итогом с начала отчетного периода:
- по водителям;
- по транспортным средствам;
- по виду топлива;
- формирование отчетов о нарушениях скоростного режима с указанием места (семантическая информация географической информационной системы), времени, продолжительности нарушения и максимальной скорости в процессе нарушения;
- отображение по запросу в картографической форме места нарушения скоростного режима водителем транспортного средства с указанием времени, продолжительности нарушения и максимальной скорости в процессе нарушения.
7 Основные действия системы управления при возникновении непредвиденных обстоятельств в процессе перевозок
Непредвиденные обстоятельства транспортного характера, которые могут возникнуть в процессе перевозок, можно разделить на следующие категории:
- отказ инфраструктуры;
отказ транспортного персонала;
- отказ транспортных средств;
- проблемы на дорогах.
В таблице 1 дано описание непредвиденных обстоятельств и возможные действия системы управления перевозками нефтепродуктов.
Таблица 1 - Действия системы управления перевозками нефтепродуктов при возникновении непредвиденных обстоятельств
Категория непредвиденных обстоятельств |
Описание непредвиденных обстоятельств |
Действия системы по преодолению возникших обстоятельств |
Отказ инфраструктуры |
Невозможность использования автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения |
Переключение транспортных средств на резервный, заранее согласованный маршрут движения |
Отказ транспортного персонала |
Невыход на работу запланированных на перевозку водителей |
Корректировка наряда, связанная с включением в наряд резервных водителей |
Невозможность продолжения ездки водителем АТС |
Подключение резервного водителя в процессе перевозки |
|
Отказ АТС |
Технический отказ АТС в процессе выпуска на линию |
Корректировка наряда, связанная с включением в наряд резервных АТС |
Технический отказ АТС в процессе перевозок |
Подключение резервного АТС в процессе перевозки |
|
Проблемы на дорогах |
Транспортные заторы на дорогах |
При возможности - переключение на резервный, заранее согласованный маршрут |
Возникновение неблагоприятных дорожных условий, делающих процесс перевозки опасным |
Приостановка перевозок. |
8 Действия системы при возникновении дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций
8.1 Действия системы при возникновении дорожно-транспортного происшествия
Бортовое навигационно-связное оборудование (см. ГОСТ Р 54024), устанавливаемое на транспортном средстве, должно обеспечивать возможность вызова на голосовую связь диспетчера системы нажатием одной кнопки.
В составе бортового навигационно-связного блока должна быть предусмотрена кнопка сигнала бедствия.
Водитель транспортного средства при возникновении ДТП и невозможности вести голосовые переговоры с диспетчером системы должен иметь техническую возможность передачи сигнала бедствия.
Сигнал бедствия должен немедленно поступить на терминал диспетчера системы и дублироваться на терминале специалиста регионального подразделения Госавтодорнадзора, отвечающего за взаимодействие с оперативными службами.
Диспетчер системы, получив сообщение, уточняет следующие данные:
- где произошла авария - название местности, название улицы, дороги;
- что произошло - описание ДТП со слов водителя;
- фамилия водителя.
Диспетчер системы должен принять сообщение и вызвать специалистов в зависимости от места происшествия регионального или муниципального отделения УГИБДД.
Диспетчер системы должен иметь техническую возможность обеспечения прямых переговоров водителя с представителем УГИБДД или специалистом предприятия грузоотправителя, направляемым для ликвидации последствий аварии.
Полная информация о ДТП (местоположение транспортного средства, характер дорожно-транспортного происшествия, количество и вид перевозимых нефтепродуктов) передается в Ространснадзор.
Специалисты регионального подразделения Госавтодорнадзора, грузоотправителя, оперативной службы, принявшие сообщение о дорожно-транспортном происшествии, должны иметь техническую возможность визуализации местоположения транспортного средства на электронной карте, получения справки о грузе, перевозимом в данной ездке, а также получения информации грузоотправителя плана действий в аварийной ситуации о мероприятиях, которые необходимо провести в случае чрезвычайной ситуации.
Все переговоры должны фиксироваться в системе с возможностью неоднократного повторного прослушивания с отображением местоположения на электронной карте местности.
На рисунке 3 представлена общая схема взаимодействия в системе при возникновении дорожно-транспортного происшествия в регионе.
Рисунок 3 - Общая схема взаимодействия в системе при возникновении дорожно-транспортного происшествия в регионе
8.2 Действия системы при возникновении чрезвычайной ситуации
Система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов должна иметь высокую функциональную готовность, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации в любой момент времени обеспечить поддержку мероприятий по устранению ее последствий.
Первичную информацию о возникновении чрезвычайной ситуации передает водитель, как указано в 8.1.
Для принятия необходимых мер в сообщении о чрезвычайной ситуации должны содержаться следующие данные:
- где произошла авария - название местности, название улицы, дороги;
- что произошло - (например, нарушение целостности цистерны);
- какие нефтепродукты, загруженные на АТС, проникли наружу и их количество;
- текущее состояние возникшей чрезвычайной ситуации, прогноз ее развития.
Действия системы зависят от того, где возникла чрезвычайная ситуация: на региональном или муниципальном уровне.
При возникновении чрезвычайной ситуации диспетчер системы должен принять сообщение, вызвать специалистов ЦУКС МЧС региона и регионального или муниципального отделения ГИБДД (в зависимости от места происшествия), связаться с грузоотправителем, а также запросить помощь подготовленных специалистов предприятия с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
При необходимости диспетчер системы должен иметь техническую возможность обеспечить прямые переговоры водителя с представителем ГИБДД или специалистом предприятия грузоотправителя, направляемым для ликвидации последствий аварии.
Полная информация о чрезвычайной ситуации (местоположение транспортного средства, количество и вид нефтепродуктов) передается в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
На рисунке 4 представлена общая структурная схема взаимодействия в системе при возникновении чрезвычайной ситуации на региональном уровне.
Рисунок 4 - Общая структурная схема взаимодействия в системе при возникновении чрезвычайной ситуации на региональном уровне
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54725-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 886-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 сентября 2012 г.