Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 декабря 2016 г. N 03-08-05/77654
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом Республики Беларусь.
ООО планирует заключение договоров хранения собственного товара (без перехода права собственности на товар) с субъектами хозяйствования, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации.
Хранение предполагается с целью создания запаса товаров, для целей их последующей поставки до начала такой поставки. Поставка товаров планируется по отдельным договорам путем отгрузки товара со склада, оказывающего услугу хранения, расположенного на территории Российской Федерации.
Заключение контрактов на поставку товара, а также согласование существенных условий поставки товара планируется на территории РБ.
Для организации сохранности первичных учетных бухгалтерских документов по движению товарно-материальных ценностей планируется выдать от имени белорусской организации на имя физического лица доверенность с правом подписи от имени юридического лица необходимых документов.
Арендуемых площадей ни офисных, ни складских у белорусской организации на территории РФ нет.
1. Является ли вышеописанная деятельность белорусской организации по реализации товаров, расположенных на складе на территории Российской Федерации деятельностью представительства иностранной организации в Российской Федерации?
2. Необходимо ли для осуществления торговли на территории Российской Федерации товарами, произведенными на территории РБ, регистрировать постоянное представительство иностранной организации? Если да, то как определяется принцип территориальности для целей уплаты налогов, если образование складских запасов планируется осуществлять в различных регионах РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмами о разъяснении налогового законодательства Российской Федерации при планировании хозяйственной деятельности организации - резидента Республики Беларусь сообщает следующее.
В соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов.
Также, согласно пункту 9 статьи 306 Кодекса иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства о налогах и сборах.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве.
Согласно подпункту а) пункта 3 статьи 5 Соглашения термин "постоянное представительство" не включает использование сооружений и содержание запасов товаров и изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации.
Таким образом, использование сооружений и содержание запасов товаров с целью их дальнейшей реализации на регулярной основе приведет к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации и последующей обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль в Российской Федерации.
Кроме того, еще одним основанием для признания факта образования постоянного представительства, может послужить деятельность лица представляющего интересы иностранной организации в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Соглашения если лицо иное, чем агент с независимым статусом, действует в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Государстве в отношении любой деятельности, которую лицо осуществляет для этого предприятия, если это лицо имеет полномочия заключать контракты в этом первом Государстве от имени этого предприятия и обычно использует эти полномочия при условии, что его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 3, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает это постоянное место деятельности в постоянное представительство согласно положениям этого пункта.
Таким образом, деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в Российской Федерации, приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации, при наличии в совокупности следующих признаков. Во-первых, такая деятельность (т.е. деятельность через иное конкретное лицо) иностранной организации отвечает признакам постоянного представительства, т.е. осуществляется регулярно, имеет предпринимательский характер при наличии места ее осуществления. Во-вторых, лицо, представляющее интересы иностранной организации в Российской Федерации, действует от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, и при этом такая его деятельность в интересах иностранной организации не является его основной (обычной) деятельностью.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены вопросы о разъяснении налогового законодательства России при планировании хозяйственной деятельности организации - резидента Республики Беларусь.
Так, использование сооружений и содержание запасов товаров для их дальнейшей реализации на регулярной основе приведет к образованию постоянного представительства иностранной организации и последующей обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль в России.
Кроме того, еще одним основанием для признания постоянного представительства может при наличии в совокупности ряда признаков послужить деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в России.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 декабря 2016 г. N 03-08-05/77654
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 27 января 2017 г. N 3