Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 72-КГ16-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Черновского района г. Читы в интересах Лошкаревой Т.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить действия
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 февраля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 апреля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с иском в интересах Лошкаревой Т.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований прокурор Черновского района г. Читы ссылался на то, что на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 29 января 2015 г. N 104 Лошкаревой Т.А. как инвалиду I группы предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в размере 570 924 руб. в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета Лошкаревой Т.А. 18 июня 2015 г. заключён с Барановым А.В. договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ...
Согласно пункту 2.1 заключённого договора стоимость квартиры составляет 1 000 000 руб., из которых денежная сумма в размере 570 924 руб. оплачивается за счёт средств федерального бюджета по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 29 января 2015 г. N 104 путём перечисления денежных средств на счёт продавца Баранова А.В.
Зарегистрированный 24 июня 2015 г. в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю договор купли-продажи квартиры поступил в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края 29 июня 2015 г.
Перечисление предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильём в форме единовременной денежной выплаты на лицевой счёт продавца Баранова А.В. не было произведено со стороны Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (с 21 июля 2015 г. правопреемника Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края) по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 26 ноября 2015 г. Лошкаревой Т.А. в прокуратуру Забайкальского края о неправомерном бездействии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, выразившемся в неперечислении средств федерального бюджета по предоставленной ей мере социальной поддержки по обеспечению жильём.
Обращаясь в суд с иском в интересах Лошкаревой Т.А., прокурор Черновского района г. Читы просил взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 570 924 руб. в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края перечислить денежные средства в размере 570 924 руб. на счёт Баранова А.В. во исполнение обязательства по заключенному 18 июня 2015 г. договору купли-продажи квартиры между Лошкаревой Т.А. и Барановым А.В.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 18 февраля 2016 г. исковые требования прокурора удовлетворены. С Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взыскано 570 924 руб. На Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность по поступлении денежных средств в размере 570 924 руб. перечислить их на счёт Баранова А.В., открытый в ОАО "Сбербанк России" (Читинское отделение N ...), во исполнение обязательства по заключённому 18 июня 2015 г. договору купли-продажи квартиры между Лошкаревой Т.А. и Барановым А.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 15 июля 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 17 октября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации прокурор Черновского района г. Читы, Лошкарева Т.А., представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, третьи лица - Баранов А.В., Лошкарева О.В., представитель Министерства финансов Забайкальского края, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Лошкарева Т.А. является инвалидом I группы. Постановлением главы администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" от 24 марта 2003 г. N 346 Лошкарева Т.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 29 января 2015 г. N 104 принято решение о предоставлении Лошкаревой Т.А. меры социальной поддержки по обеспечению жильём в форме единовременной выплаты за счёт средств федерального бюджета в размере 570 924 руб. на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В адрес Лошкаревой Т.А. 3 февраля 2015 г. направлено информационное письмо о принятии в отношении её указанного решения и о необходимости предоставления договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном законом порядке.
18 июня 2015 г. Лошкарева Т.А.и Баранов А.В. заключили договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: ...
В соответствии с данным договором Баранов А.В. продал, а Лошкарева Т.А. приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: ... Цена договора составила 1 000 000 руб., из которых 229 076 руб. выплачены покупателем продавцу наличными из собственных средств покупателя до подписания договора купли-продажи, сумма в размере 570 924 руб. подлежит оплате Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края путём перечисления на расчётный счёт, открытый на имя Баранова А.В., в соответствии с приказом данного Министерства от 29 января 2015 г. N 104.
Названный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 24 июня 2015 г.
29 июня 2015 г. договор купли-продажи квартиры поступил в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, однако денежные средства на расчетный счёт продавца квартиры не были перечислены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, связанным с неперечислением в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильём, нарушаются права Лошкаревой Т.А., в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края в 2015 году принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. При этом, по мнению суда первой инстанции, именно на Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лежит обязанность по предоставлению денежных средств на эти цели, поскольку Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильём.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г. (часть 1 данной статьи).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2-5 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., а также вставших на учёт ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определённом Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (далее - Правила) (пункт 1).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 данных Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём для граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона края, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
В части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК перечислены категории граждан, проживающих в Забайкальском крае, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, среди которых поименованы инвалиды (пункт 5 части 1 названной статьи).
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), утверждён постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае".
Предоставление единовременной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны или гражданам осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка единовременная денежная выплата гражданам предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, форме. Реестр формируется уполномоченным органом на основании списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., представляемых органами местного самоуправления, в которых указанные граждане встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты в уполномоченный орган гражданином представляются документы, указанные в пункте 10 Порядка.
Уполномоченный орган в срок не более 25 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в её предоставлении (пункт 14 Порядка).
Пунктами 18 и 19 Порядка определено, что после получения письменного уведомления о принятом решении о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин обязан представить в уполномоченный орган договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке, после чего в течение 3 рабочих дней уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет её в Министерство финансов Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет Забайкальского края и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчётный счёт уполномоченного органа (пункт 20 Порядка).
Перечисление денежных средств на лицевой (расчётный) счёт продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счёт уполномоченного органа в соответствии с условиями, указанными в представленных договорах (пункт 21 Порядка).
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по обеспечению за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильём, определяют источник и объёмы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильём названных категорий граждан.
Принятие в отношении инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учёт до 1 января 2005 г. решения уполномоченным органом (Министерством социальной защиты населения Забайкальского края) о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность может осуществляться только с учётом установленного Правилами порядка перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
Обязанность по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов Правилами не установлена. Поэтому Министерство социальной защиты населения Забайкальского края вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утверждённых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, в том числе субъекта Российской Федерации (Забайкальского края), вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившимся в неперечислении в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильём, нарушаются права Лошкаревой Т.А., в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края в 2015 году принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств.
Судами первой и апелляционной инстанций также допущены и другие нарушения норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.4.64 Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не является главным распорядителем всех средств федерального бюджета и не наделено полномочиями по выделению средств федерального бюджета, не предусмотренных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый период для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе распоряжаться только теми средствами федерального бюджета и, соответственно, является главным распорядителем только тех средств федерального бюджета, которые федеральным законом о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учётом приведённых обстоятельств принятые по делу судебные постановления, которыми с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взысканы денежные средства и на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность по поступлении денежных средств перечислить их на счёт продавца жилого помещения Баранова А.В., нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 18 февраля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 апреля 2016 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - в Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 72-КГ16-6
Текст определения официально опубликован не был