Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить уголовную ответственность за оскорбление чувств ветеранов Великой Отечественной войны, дополнив Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 148. Следует иметь в виду, что УК РФ уже содержит статью 148, устанавливающую ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий.
В проектируемой части первой новой статьи УК РФ предлагается установить уголовную ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления чувств ветеранов Великой Отечественной войны путем умышленного искажения информации о Великой Отечественной войне (за исключением случаев, предусмотренных статьей 354 настоящего Кодекса) либо уничижения или умаления подвига военнослужащих Вооруженных Сил СССР. Обращаем внимание, что в статье 354 УК РФ предусмотрена ответственность за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, а ответственность за реабилитацию нацизма, которая, видимо, имелась в виду авторами законопроекта, предусмотрена статьей 354.1 УК РФ. При этом в данной статье уже предусмотрена ответственность за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, а также за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично. Таким образом предлагаемые законопроектом изменения УК РФ приведут к конкуренции уголовно-правовых норм.
В проектируемой части второй новой статьи УК РФ предлагается установить уголовную ответственность за демонтаж, уничтожение или повреждение памятников Великой Отечественной войны, в том числе не включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных статьями 243.2 и 243.3 настоящего Кодекса). Исходя из смысла проектируемой нормы предлагается установить дополнительную ответственность не только за демонтаж, уничтожение или повреждение памятников, не включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, но в равной мере и за демонтаж (далее по тексту) памятников, включенных в указанный реестр, что, по нашему мнению, недопустимо, поскольку создает конкуренцию дублирующих норм уголовного права, предусмотренных статьями 243, 243.1 УК РФ и проектируемой статьей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьями 243 и 243" следует читать "статьями 243.2 и 243.3"
Следует также иметь в виду, что деяния, предусмотренные законопроектом, подпадают под действие не только перечисленных выше статьей 243, 243.1 и 354.1 УК РФ, но и таких статей УК РФ, как 213 (хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), 214 (вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества, в том числе по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), 244 (надругательство над местами захоронения).
Таким образом, установление дополнительной ответственности за деяния, предусмотренные законопроектом, на наш взгляд представляется избыточным.
Заместитель начальника управления |
С.П. Степкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.