Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июня 2016 г. (протокол N 307, пункт 151) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен измененный текст проекта федерального закона N 827698-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (об особенностях государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом), внесенный Самарской Губернской Думой.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) и урегулировать вопросы по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, жилыми или нежилыми помещениями в многоквартирных домах, а также изменить порядок выполнения охранных обязательств, установленных в отношении таких объектов.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пункту 1 законопроекта статью 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ предлагается дополнить новым пунктом, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. В этом случае вышеназванная финансовая поддержка может осуществляться в виде предоставления таких субсидий.
Однако с учетом рассматриваемого положения законопроекта в части определения порядка предоставления финансовой поддержки указанная правовая норма не соотносится со статьей 78 Бюджетного кодекса, согласно которой субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Кроме того, Комитетом отмечается, что положениями законопроекта не определены критерии, на основании которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать решения об оказании финансовой поддержки мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами.
Также, согласно новой редакции статьи 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ охранные обязательства объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом, подлежащие выполнению собственниками помещений в этом многоквартирном доме, должны выполняться управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Вместе с тем, по мнению Комитета, проектируемые изменения противоречат положениям Гражданского Кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым бремя содержания жилого помещения, в том числе общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, несет собственник этого жилого помещения (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 30, статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию измененного текста проекта федерального закона N 827698-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (об особенностях государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом) и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.