Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1127203-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенному Законодательным Собранием Еврейской автономной области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона вносит изменения в статьи 2 и 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон), предусматривающие право субъектов Российской Федерации устанавливать запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков наряду с алкогольной продукцией. Данное положение является некорректным, поскольку в проекте слабоалкогольные тонизирующие напитки определены как алкогольная продукция. При этом действующая редакция статьи 16 Федерального закона допускает "полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции". Обращаем внимание на правоприменительную практику, в соответствии с которой в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, устанавливающие запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции (слабоалкогольных тонизирующих напитков) (см. например, Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. N 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков", областной закон Ленинградской области от 12.05.2015 г. N 45-оз). При этом статья 2 областного закона Ленинградской области от 12 мая 2015 г. N 45-оз признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей (см. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 33-АПГ 16-15, в котором отмечено, что признавая правовые предписания статьи 2 Закона Ленинградской области от 12 мая 2015 г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ограничения времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции, установленные статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, не исключают возможности установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных ограничений помимо установленных федеральным законодательством, касающихся перечисленных обстоятельств, к которым не относится полный запрет на розничную продажу конкретного вида алкогольной продукции, фактически являющийся исключением названного товара из оборота на всей территории Ленинградской области). Наряду с этим обращаем внимание на требования законодательства Российской Федерации об обеспечении свободной конкуренции в гражданском обороте (см. статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Отмечаем также, что с 31 марта 2017 года статья 16 Федерального закона будет действовать в новой редакции (см. Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.