Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1091532-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенному Магаданской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона вносит изменение в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон), которое предусматривает право субъектов Российской Федерации устанавливать запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции. Действующая редакция статьи 16 Федерального закона допускает "полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции". Обращаем внимание на правоприменительную практику, в соответствии с которой в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, устанавливающие запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции (см. например, Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. N 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков", областной закон Ленинградской области от 12.05.2015 г. N 45-оз). При этом статья 2 областного закона Ленинградской области от 12 мая 2015 г. N 45-оз признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей (см. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 33-АПГ16-15, в котором отмечено, что признавая правовые предписания статьи 2 Закона Ленинградской области от 12 мая 2015 г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ограничения времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции, установленные статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, не исключают возможности установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных ограничений помимо установленных федеральным законодательством, касающихся перечисленных обстоятельств, к которым не относится полный запрет на розничную продажу конкретного вида алкогольной продукции, фактически являющийся исключением названного товара из оборота на всей территории Ленинградской области). Наряду с этим обращаем внимание на требования законодательства Российской Федерации об обеспечении свободной конкуренции в гражданском обороте (см. статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Отмечаем также, что с 31 марта 2017 года статья 16 Федерального закона будет действовать в новой редакции (см. Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.