Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2016 г. N К-2011/16
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Трейд" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на осуществление демонтажа, вывоза, хранения вне мест изъятия, а также утилизации по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (номер извещения 0173100005116000040) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в приложении N 2 к Техническому заданию "Технические характеристики оборудования, помещения, конструкций, используемых при оказании услуг и выполнении работ" документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) неправомерно установлены требования к конкретным показателям товаров, используемых при выполнении работ товаров;
2. Документация об Аукционе не содержит проектно-сметных расчетов, определяющих объем и характер работ, характеристики и перечень необходимых материалов, в связи с чем не представляется возможным подготовить заявку на участие в Аукционе, а также определить стоимость выполнения работ;
3. В Приложении N 2 документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, что вводит участников закупки в заблуждение.
4. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о наличии у участника Аукциона лицензии на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также вид отхода в соответствии с требованиями лицензии.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 15.12.2016 на 16.12.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 25.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 52 750 992 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в Приложении N 2 документации об Аукционе неправомерно установлены требования к конкретным показателям товаров, используемых при оказании услуг, а именно: переносной приточно-вытяжной вентилятор для продувки замкнутых помещений и емкостного оборудования, дизельный сварочный генератор, воздушный компрессор и др.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 7 Информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать следующие сведения: "Согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В соответствии с Приложением N 2 документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам (оборудованию, помещениям, конструкциям), например: "1. Переносной приточно-вытяжной вентилятор для продувки замкнутых помещений и емкостного оборудования: производительность вентилятора не менее 600 м3/час не более 800 м3/час; давление в номинальном режиме не менее 250 Па не более 350 Па; длина провода подключения не менее 10 м; рекомендуемая длина рукава до 10 м; внутренний диаметр рукава не менее 125 мм;" и др.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к товару, используемому при выполнении работ установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе не содержит проектно-сметных расчетов, определяющих объем и характер работ, характеристики и перечень необходимых материалов, в связи с чем не представляется возможным подготовить заявку на участие в Аукционе, а также определить стоимость выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что объем работ указан в пунктах 6.1.1 и 6.2.1 в приложении N 1 к проекту государственного контракта "Техническое задание", а также в неотъемлемой части документации об Аукционе - Обосновании начальной (максимальной) цены контракта и составляет 400 000 кг основного технологического оборудования, подлежащего демонтажу и вывозу с места изъятия.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам "Брус деревянный 150х150 длиной 3 м", "Бензиновая высоконапорная мотопомпа", что вводит в заблуждение участников закупки.
В Приложении N 2 документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- "11. Брус деревянный 150х150 длиной 3 м: бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, I сорта. Шероховатость брусков не должна превышать 1800 мкм. Бруски должны быть изготовлены из древесины: сосны, ели, пихты, лиственницы или кедра. С влажностью не более 25%".
- "17. Бензиновая высоконапорная мотопомпа: диаметр всасывающего патрубка не менее 80 мм не более 12 мм".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены противоречивые требования к товарам "Брус деревянный 150х150 длиной 3 м", "Бензиновая высоконапорная мотопомпа", что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к товарам, используемым при оказании услуг, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о наличии у участника Аукциона лицензии на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также вид отхода в соответствии с требованиями лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Подпунктом 4 пункта 7 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в Аукционе:
"4) копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, выполнение работ, которые являются объектом закупки (лицензия на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности)".
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по осуществлению демонтажа, вывоза, хранения вне мест изъятия, а также утилизацию по решению суда изъятого и конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при осуществлении мероприятий по демонтажу и утилизации основного технологического оборудования, используемого при производстве спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ОТО), неизбежно возникает необходимость освобождения отдельных емкостей, трубопроводов, и иных элементов ОТО от несливаемых остатков производства (спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Соответственно данные остатки необходимо утилизировать в процессе мероприятий по демонтажу и утилизации ОТО, а, поскольку они представляют собой отходы, относящиеся к видам отходов 401 800 00 00 0 "Напитки, утратившие потребительские свойства", для их утилизации организация-исполнитель работ обязана иметь соответствующую лицензию. При этом определить класс опасности утилизируемых отходов возможно непосредственно при проведении демонтажа.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность установления вышеуказанного требования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что пункте 1 Приложения N2 документации об Аукционе установлено излишнее требование о необходимости представления информации в составе первой части заявки о времени проветривания в зависимости от объема помещения переносного приточно-вытяжного вентилятора.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации ненадлежащие требования к составу и содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать в том числе информацию об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "1.2. Если в техническом задании (описании объекта закупки) (далее - техническое задание) значение показателей оборудования, помещения, конструкций, используемых при оказании услуг и выполнении работ, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик оборудования, помещения, конструкций, за исключением случаев, указанных в пункте 2 инструкции, показатели не являются указанием конкретных показателей оборудования, помещения, конструкций".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2016 N 0173100005116000040-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредставлением информации, а именно: "в п. 1 не указан температурный диапазон".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит показатель "Рабочая температура: - 30+ 45 °С".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что заявки под порядковыми номерами "2" и "3" были отклонены по причине ненадлежащего представления показателя "Время проветривания в зависимости от объема помещения" переносного приточно-вытяжного вентилятора для продувки замкнутых помещений и емкостного оборудования.
Учитывая, что Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлены требования к составу и содержанию заявки, а также то, что в заявке подлежат обязательному указанию исключительно показатели товара Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе. Указанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Аукционной комиссии, разместившей в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, содержащий основания об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не соответствуют основаниям отклонения заявки Заявителя, что нарушает часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 4.4.30. проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Исполнитель при исполнении Контракта обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем работ, услуг, выполняемый данными привлекаемыми субподрядчиками в денежном выражении должен составлять не менее 15 % от цены Контракта.
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трейд" обоснованной в части установления противоречивых требований к товарам, используемым при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения частей 5, 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 16.12.2016 N К-2011/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2016 г. N К-2011/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был