Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N АКПИ16-983
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению политической партии "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА"
об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, установил:
указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 22 июля 2016 г. N 27/258-7 зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" (далее - Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ).
Постановлением ЦИК России от 8 августа 2016 г. N 34/324-7 зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" (далее - Партия "РОДИНА").
Партия "РОДИНА" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, на основании пункта 2 части 11 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) в связи с неоднократным использованием кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения.
В обоснование требований административный истец указал, что в период с 15 июля по 29 августа 2016 г. в Архангельской области распространялись агитационные печатные материалы кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, в тексте которых содержатся указания для избирателей на то, куда они могут обращаться за помощью, и приводятся адреса и телефоны общественных приемных Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., являющихся депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации действующего созыва, расположенных в городах Москве и Архангельске. Указанные в агитационном печатном материале адреса помещений и телефонные номера, оплата содержания которых осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета и имеет целевой характер, были выделены действующим депутатам в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Такое использование служебных помещений и телефонной связи, по мнению административного истца, нарушает принципы равенства кандидатов и избирательных объединений, закрепленные в статье 52 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ. Истец также указал, что с 15 июля 2016 г. на территории Архангельской области распространяется газета "Справедливость и власть", являющаяся официальным печатным изданием Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Архангельской области, в которой содержится предвыборный агитационный материал кандидата Епифановой О.Н. Указанное издание размещено на главной странице сайта регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в режиме свободного доступа по адресу: http://arkhangelsk.spravedlivo.rii/. Учредителем и издателем газеты является региональное отделение Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Архангельской области, председателем Совета которого избрана Епифанова О.Н. Председатель Совета регионального отделения в силу пункта 1 статьи 30 Устава Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - высшее выборное должностное лицо регионального отделения партии. Административный истец считает, что, размещая предвыборный агитационный материал в периодическом печатном издании, финансируемом региональным отделением Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, кандидат Епифанова О.Н. допустила нарушение статьи 53 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, выразившееся в использовании преимуществ своего должностного положения путем привлечения лиц (сотрудников редакции газеты), находящихся в подчинении и иной служебной зависимости к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей ее выдвижению и избранию. Также административный истец ссылается на то, что находящийся в подчинении кандидата Епифановой О.Н. член избирательной комиссии Архангельской области с правом совещательного голоса Воловиков И.В., выполняющий по трудовому договору обязанности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Епифановой О.Н. по работе в Архангельской области, в рабочее время осуществляет деятельность, способствующую избранию кандидата. Указанные факты свидетельствуют о неоднократном использовании кандидатами Епифановой О.Н. и Чирковой И.Н. преимуществ своего должностного положения, подпадающем под признаки части 3 статьи 53 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, и в силу пункта 2 части 11 статьи 99 данного Закона влекут отмену регистрации.
В судебном заседании представитель Партии "РОДИНА" Поглазов Р.В. поддержал заявленные требования.
В письменных возражениях Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в связи с отсутствием правовых оснований для отмены регистрации кандидатов, выдвинутых партией.
Представители Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Яшинов А.В., Матюшкина О.М., Алексин А.В. в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию.
Представитель Епифановой О.Н. и Чирковой И.А. - Колодежный Д.В. просил отказать в удовлетворении требований, поддержав возражения представителей Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Представитель ЦИК России Воронин Д.Ю. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, полагая его необоснованным.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в данном Федеральном законе понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов, в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, иным кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда (пункты 1-3 части 4 статьи 53).
Пункты 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) определяют, что агитационными материалами являются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума, а предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Часть 1 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются: призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них); выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 данного Федерального закона); описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).
Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ).
Федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, представлен в ЦИК России 6 июля 2016 г. С указанной даты для кандидатов Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., включенных в федеральный список партии, начался агитационный период.
Официальное периодическое печатное издание регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Архангельской области - газета "Справедливость и власть" вышла в свет 1 июля 2016 г., до начала агитационного периода названных кандидатов.
По своему содержанию материалы, размещенные на 1-4 страницах данного печатного издания, а именно "Ольга Епифанова выдвинута кандидатом в Госдуму", "Ольга Епифанова: Зачем мы идем против рыбацкого сообщества?", "Красота без границ" открывает новые горизонты", "Социальное предпринимательство по закону", "Помощь глубинке", "Ольга Епифанова приняла в Госдуме студентов-активистов", "Где нет родительского контроля - должен быть контроль государства!", не являются агитационными, поскольку не имеют признаков, предусмотренных пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и частью 1 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
Размещение официального периодического печатного издания регионального отделения партии на странице регионального отделения сайта Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не нарушает норм избирательного законодательства и не содержит признаков использования преимуществ должностного положения кандидатами Епифановой О.Н. и Чирковой И.А.
Агитационный печатный материал "Честная и полезная. Ирина Чиркова: женщины - сила Поморья!" изготовлен по заказу кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 73 Чирковой И.А. и оплачен из средств избирательного фонда данного кандидата. Следовательно, указанный материал не относится к предвыборной агитации кандидата Чирковой И.А., выдвинутой в составе федерального списка кандидатов Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Агитационные печатные материалы - буклет "Ольга Епифанова: "5 пунктов справедливости", два буклета "Четверка справедливости", а также "Вестник справедливости" от 16 августа 2016 г. и "Вестник справедливости" от 29 августа 2016 г. - изготовлены по заказу регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Архангельской области и оплачены из средств избирательного фонда регионального отделения либо из средств регионального отделения партии.
В судебном заседании представители Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и представитель Епифановой О.Н. и Чирковой И.А. утверждали, что названные кандидаты не имеют отношения к изготовлению указанных агитационных печатных материалов, их содержание с ними не согласовывалось.
Руководитель аппарата регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Воловиков И.В. письмом от 9 сентября 2016 г. на имя руководителя центрального аппарата партии сообщил, что депутаты Епифанова О.Н. и Чиркова И.А. не давали региональному отделению согласие на размещение в агитационных материалах изображений и контактов, адресов, телефонов общественных приемных депутатов Государственной Думы.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что Епифанова О.Н., являясь Председателем Совета регионального отделения партии, не могла не знать о содержании агитационных печатных материалов, с достоверностью не подтверждают наличие согласования с кандидатами Епифановой О.Н. и Чирковой И.А. содержания агитационных печатных материалов.
Исходя из компетенции, предусмотренной пунктом 2 статьи 31 Устава Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Председатель Совета регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, в порядки и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, организует опубликование, а также размещение в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" предвыборной программы регионального отделения, осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом. Полномочий, связанных с изготовлением, опубликованием агитационных печатных материалов, не осуществляет.
Из материалов дела следует, что в период проведения выборов договоры на изготовление полиграфической продукции от имени регионального отделения партии в Архангельской области заключались уполномоченным представителем по финансовым вопросам, как того требует Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
Частями 9.1 и 9.2 статьи 62 данного Закона допускается использование политической партией в агитационных материалах изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов) без согласия указанных лиц.
Размещение региональным отделением партии в агитационных материалах контактов, адресов, телефонов общественных приемных депутатов Государственной Думы Епифановой О.Н. и Чирковой И.А. при отсутствии данных о согласовании с ними размещения такой информации не может повлечь для данных кандидатов в составе федерального списка партии наступления персональной ответственности в виде отмены регистрации, поскольку их вины в неоднократном нарушении запретов и ограничений, установленных статьей 53 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, не установлено.
Не является таким нарушением и исполнение обязанностей членом избирательной комиссии Архангельской области с правом совещательного голоса Воловиковым И.В., выполняющим по трудовому договору обязанности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Епифановой О.Н. по работе в Архангельской области.
Поскольку правовых оснований для отмены регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, не имеется, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления политической партии "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Епифановой О.Н. и Чирковой И.А., включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N АКПИ16-983
Текст решения официально опубликован не был