Решение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N АКПИ16-1265
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации
о ликвидации Международного союза общественных объединений "Союз азербайджанцев мира", установил:
международный союз общественных объединений "Союз азербайджанцев мира" (далее - Союз) создан на Учредительном Съезде 9 февраля 2005 г., решение о государственной регистрации принято Федеральной регистрационной службой 1 марта 2005 г., учетный номер в ведомственном реестре 0012070025.
Сведения о Союзе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 9 марта 2005 г. за основным государственным регистрационным номером 1057700006220.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Союза в связи с неоднократными нарушениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также неустранением в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
В судебном заседании представитель Минюста России Соловых О.Г. поддержала заявленное требование и пояснила, что до настоящего времени Союзом не устранены допущенные нарушения законодательства, изменения в Устав не внесены.
Представители Союза адвокат Тутов Н.Д., Салманов Н.Г., Габисов В.Г. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления, полагая требование о ликвидации Союза незаконным и не соответствующим конституционным принципам Российского государства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 26 и статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ) международное общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Данный Закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).
В результате плановой документарной проверки деятельности Союза, проведенной Минюстом России в период с 29 января по 26 февраля 2016 г. в соответствии с распоряжением от 14 января 2016 г. N 25-р, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а также нарушения Устава Союза. По результатам проверки составлен акт от 26 февраля 2016 г.
Из материалов дела следует, что утвержденный на Учредительном Съезде 9 февраля 2005 г. Устав Союза является ныне действующим. С момента проведения Учредительного Съезда 9 февраля 2005 г. изменения в Устав Союза не вносились.
Согласно пункту 2.1 статьи 2 Устава целями Союза являются: содействие объединению усилий и консолидации азербайджанского народа во имя защиты мира, общечеловеческих ценностей и общенациональных интересов; содействие укреплению азербайджанской государственности; содействие обеспечению поступательного социально-экономического развития азербайджанцев и диаспоры, повышению экономического потенциала азербайджанцев в контексте глобализации международных отношений и мировой экономики; содействие сохранению национальной самобытности и удовлетворению национальных чаяний азербайджанского народа; содействие борьбе с глобальными угрозами человечеству (международным терроризмом, бедностью, экологическими катастрофами и др.).
В силу пункта 4.8 статьи 4 Устава Союза лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Союза, является Президент Союза, избираемый решением Съезда сроком на три года.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Союза, является Элкапони Фрэнк Нахичеванский.
Постоянно действующий коллегиальный руководящий орган Союза - Генеральный совет расположен по адресу: 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 2А, оф. 28П.
Административный истец в заявлении указал, что в результате проверки было установлено, что Союз осуществляет деятельность с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений своего Устава, деятельность, направленная на достижение уставных целей не подтверждена, а именно: отдельные положения Устава Союза противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В нарушение статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ в наименовании Союза отсутствует указание на характер его деятельности.
Уставом данной общественной организации предусмотрено принятие решений по вопросам определения приоритетных направлений деятельности, досрочного прекращения полномочий Генерального совета Союза, Ревизионной комиссии, Президента не квалифицированным большинством голосов, а простым большинством голосов, что не соответствует статье 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - от 12 января 1996 г. Федеральный закон N 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24 приведенного Закона установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Однако в пункте 2.3 статьи 2 Устава закреплено, что Союз осуществляет другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством для общественных объединений, без перечисления их в Уставе, что является нарушением пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ.
Пунктом 2.4 статьи 2 Устава Союза закреплено, что Союз вправе осуществлять в порядке, установленном действующим законодательством, предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, положений о том, какую именно предпринимательскую деятельность вправе осуществлять Союз Устав не содержит, что противоречит статье 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, в силу которой некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах (пункт 2).
В ходе проведения проверки было выявлено нарушение статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, выразившееся в том, что Союз на печатях и бланках использует символику, которая не описана в Уставе.
Из анализа протокола внеочередного Съезда N 5 от 1 июля 2015 г. административным истцом было установлено, что на данном Съезде присутствовал только один делегат от Рязанской региональной общественной организации "Азербайджанский культурный центр "Булаг". Согласно списку, представленному Союзом на проверку, его членами являются 4 юридических лица (Рязанская региональная общественная организация "Азербайджанский культурный центр "Булаг", Культурное Общество Польша-Азербайджан, Могилевское общественное объединение азербайджанцев "Хазар", Интернациональный Фонд Борцов Инвалидов).
Пункт 4.1 статьи 4 Устава определяет правомочным Съезд, если на нем присутствуют более половины избранных на него делегатов.
Изложенное выше свидетельствует о том, что Съезд N 5 от 1 июля 2015 г. и принятые на нем решения нельзя считать правомочными.
Кроме этого на Съезде от 1 июля 2015 г. был избран на должность 1-го вице-президента Годжаев З.А., а также назначены на должности исполнительного директора Салманов Н.Г. и советников президента Иванов А.И. и Габисов В.Г., при этом данные должности Уставом Союза не предусмотрены.
Также на данном Съезде был избран президент Союза Элкапони Ф.Н. и Генеральный совет Союза Элкапони Ф.Н., Годжаев З.А., Микаилов В.Б., Гафарлы М.С., Мамедов Ф.М., Салманов Н.Г.
Названные лица принимали участие в работе Съезда 1 июля 2015 г. в качестве приглашенных и не были избранными делегатами от членов Союза.
Из указанного следует, что Союзом нарушены положения статей 6 и 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, поскольку Генеральный совет Союза и президент Союза избраны не из представителей членов Союза.
Согласно представленному на проверку протоколу внеочередного Съезда N 5/1 от 5 августа 2015 г. президентом Союза избран Элкопни Ф.Н., вице-президентом избран Годжаев З.А., которые не были избраны делегатами от членов Союза и принимали участие в данном Съезде в качестве приглашенных лиц, что также является нарушением статей 6 и 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, поскольку правом избирать и быть избранными обладают члены общественных объединений.
По результатам проверки документально установлено невыполнение Союзом обязанностей, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, а именно: не соблюдалась периодичность проведения заседаний Генерального совета в соответствии с пунктом 4.7 статьи 4 Устава; ревизионная комиссия деятельность, определенную в пункте 4.10 Устава, не осуществляла; не представлены сведения о ежегодном опубликовании отчета об использовании своего имущества или об обеспечении доступности ознакомления с указанным отчетом; не представлены документы, подтверждающие проведение ежегодных детских новогодних праздников, а также национальных праздников Новруз байрам и Курбан байрам, которые были указаны в качестве деятельности, осуществляемой Союзом; не представлены документы, подтверждающие законность получения и целевого расходования денежных средств, отраженных на счету 86 Союза.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном интернет-сайте Союза, в структуру Союза входят региональные отделения, наличие которых уставом Союза не предусмотрено.
Помимо этого, проверка показала, что в 2013 и 2014 годах деятельность, в том числе направленная на достижение уставных целей, Союзом не осуществлялась, заработная плата работникам органов управления не начислялась и не выплачивалась.
На основании выявленных нарушений, руководствуясь положениями статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ Минюстом России в адрес Союза внесено представление от 6 апреля 2016 г. N 11/38728-СГ, обязывающее устранить выявленные нарушения в срок до 25 июля 2016 г.
Указанные в представлении нарушения не были устранены Союзом в установленный срок, в связи с чем, руководствуясь статьей 42 Федерального закона 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, Минюст России распоряжением от 28 июля 2016 г. N 1087-р приостановил деятельность Союза на срок до 3 октября 2016 г.
Ни акт проверки, ни представление, а также решение Минюста России о приостановлении деятельности Союзом в судебном порядке не обжалованы.
В ходе проведения проверки также был установлен факт совершения Союзом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредоставлении в срок, указанный в уведомлении о проведении проверки от 18 января 2016 г. N 11-3415/16, в государственный орган - Минюст России документов, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Минюстом России его законной деятельности в сфере государственного контроля (надзора) при проведении плановой документарной проверки Союза.
Минюстом России 10 февраля 2016 г. в отношении Союза составлен протокол об административном правонарушении и направлен на рассмотрение мировому судье.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 68 района Ховрино г. Москвы от 3 марта 2016 г. N 5-72/16 Союз привлечен к административной ответственности с применением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб.
Поскольку Союзом до настоящего времени не устранены нарушения, указанные в представлении Минюста России, послужившие основанием для приостановления его деятельности, Минюст России обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о его ликвидации в порядке статьи 44 Федерального закона 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Возражая против удовлетворения административного иска, представитель административного ответчика утверждал, что нарушение статьи 28 Федерального закона 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ Союзом не допущено, поскольку в названии Союза содержится указание на характер его деятельности - национальное объединение - единение людей с общеполезной целью для формирования и отстаивания общих интересов на основе товарищества, дружбы, сохранения национальной самобытности и общности; с целью устранения выявленных проверкой недостатков распоряжением президента Союза было поручено их устранить и подготовить новую редакцию Устава. Однако 2 апреля 2016 г. скоропостижно скончался президент Союза Мамедов Фируддин Мамед оглы, а 6 апреля 2016 г. было получено представление Минюста России устранить нарушения до 25 июля 2016 г. Поскольку Уставом Союза не предусмотрены другие лица, наделенные правом действовать от имени Союза без доверенности, а доверенности, выданные ранее стали недействительными, в Союзе сложилась сложная правовая ситуация по руководству его деятельностью, подписания документов Союза. Также были утеряны некоторые документы и архивы Союза. Для восстановления деятельности Союза, приведения уставных документов в соответствие с законом, необходимо было созвать Съезд, выбрать нового руководителя, принять и зарегистрировать изменения в Уставе Союза. Союз предпринял все меры для приведения Устава организации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, однако Минюст России неоднократно отклонял заявления Союза о внесении изменений в Устав и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты, изложенные в административном исковом заявлении подтверждаются материалами дела: актом проверки, который был получен лично представителем административного ответчика, представлением от 6 апреля 2016 г. N 11/38728-СГ, распоряжением Минюста России от 28 июля 2016 г. N 1087-р о приостановлении деятельности Союза, Уставом Союза, справкой президента Союза о текущей работе, информационным письмом президента Союза об отсутствии деятельности Союза в 2013 и 2014 годах, копиями протоколов Съезда, копией постановления мирового судьи о привлечении Союза к административной ответственности.
Административным ответчиком не представлено ни одного доказательства, опровергающего обстоятельства, установленные документарной проверкой.
Более того административным ответчиком не принято мер к устранению нарушений не только в сроки, установленные Минюстом России, но и до настоящего времени.
Акт проверки, представление и распоряжение Минюста России о приостановлении деятельности Союза административным ответчиком в установленном законом порядке обжалованы не были. Не оспорены в судебном порядке и уведомления Минюста России об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием ликвидации общественного объединения (статья 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Союза.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Международного союза общественных объединений "Союз азербайджанцев мира" удовлетворить.
Ликвидировать Международный союз общественных объединений "Союз азербайджанцев мира", учетный номер в ведомственном реестре 0012070025, исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1057700006220).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N АКПИ16-1265
Текст решения официально опубликован не был