Решение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N АКПИ16-1202
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Международной общественной организации "Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество", установил:
Международная общественная организация "Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество" (далее - МОО "АбиАС", Организация) создана 1 августа 2000 г. на учредительной конференции, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2000 г., учётный номер 0012010216(3955).
Утверждённый на учредительной конференции Устав МОО "АбиАС" в редакции изменений и дополнений, внесённых 10 декабря 2001 г. на внеочередной конференции, является действующим.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 31 июля 2002 г. под основным государственным регистрационным номером 1027700083333.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на осуществление ею деятельности с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений своего устава. Требование мотивировано тем, что выявленные в ходе плановой документарной проверки и отражённые в акте проверки, указанные в предупреждении и представлении нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, Организацией не устранены.
МОО "АбиАС", надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, письменные возражения по существу административного иска не представила.
В судебном заседании представители Минюста России Дьячкова Т.Ю. и Варфоломеева Е.А. требование о ликвидации Организации в судебном порядке поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителей административного истца Дьячковой Т.Ю. и Варфоломеевой Е.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Согласно части первой статьи 29 названного федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчёты о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзацы первый-пятый, седьмой-восьмой).
На основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 90-р Минюстом России была проведена плановая документарная проверка МОО "АбиАС" на предмет соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации, по результатам которой составлен акт проверки от 17 марта 2015 г. Копия акта проверки получена представителем Организации по доверенности Савельевой М.Е. 2 апреля 2015 г.
В ходе проверки Минюстом России были выявлены грубые нарушения Организацией действующего законодательства и положений своего устава.
Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признаётся международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создаётся и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство (часть первая статьи 47 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Пунктом 1.7 Устава предусмотрено, что Организация осуществляет уставную деятельность на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и в других иностранных государствах.
Как видно из материалов дела, Организацией было создано Представительство в Республике Беларусь, по состоянию на 26 декабря 2001 г. в её структуру входили 45 региональных отделений (л.д. 137-141).
Однако согласно письму от 13 февраля 2015 г. N 21/02-15, представленному Организацией в ходе проверки, структурных подразделений она не имеет (л.д. 142-143).
Таким образом, международный статус Организации не подтверждён.
В нарушение положений статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ Организация не представила в Минюст России на проверку документы, свидетельствующие об опубликовании отчётов об использовании своего имущества за 2012-2014 гг. и обеспечении доступности ознакомления с ними, Положение о членстве, утверждённое постановлением президиума МОО "АбиАС" от 10 июня 2011 г. N 2 и размещённое на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cisaaa.org), договоры на оказание консультационно-информационных услуг и обеспечение участия общества с ограниченной ответственностью "НЕРИНА" в работе круглых столов и конференций, а также не проинформировала Минюст России о продолжении своей деятельности в 2012-2013 гг. с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, об объёме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
Пункт 2.1 названного выше положения о членстве, определяющий виды членства в Организации (действительные, корпоративные члены), противоречит положениям статей 6, 8 и 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ.
Члены общественного объединения, в силу статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, имеют равные права и несут равные обязанности.
Между тем из информации, размещённой в подразделе "Вступить в члены" раздела "Деятельность АБиАС" на официальном сайте МОО "АбиАС" следует, что члены в Организации делятся на действительных и корпоративных, уплачивают различные суммы вступительных и ежегодных членских взносов (л.д. 55-56).
МОО "АбиАС" не соблюдаются нормы, предусмотренные её уставом.
Так, в нарушение пункта 4.4 Устава, устанавливающего обязанность членов Организации ежегодно уплачивать членские взносы, в 2012-2014 гг. уплата членских взносов производилась только дважды. При этом количество членов Организации составляет 26 человек. Кроме того, в сентябре 2014 года Организацией был получен вступительный взнос в сумме 500 рублей от Кириллова М.Н., который в реестре членов МОО "АбиАС" не значится. Данные обстоятельства подтверждаются реестром членов МОО "АбиАС", карточками счёта 86, банковскими выписками, платёжными поручениями (л.д. 57-62, 64, 67-73, 76, 78-85, 89).
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.6 Устава одним из руководящих органов Организации является президиум правления. Заседания президиума правления проводятся не реже одного раза в квартал. На проверку не представлены протоколы заседаний президиума правления и решение о его формировании.
Согласно пункту 5.3 Устава МОО "АбиАС" правление назначает дирекцию в составе генерального директора и служащих. Документы о функционировании дирекции на проверку не представлены.
Уставом МОО "АбиАС" не предусмотрено создание в Организации комиссий и комитетов. Вместе с тем в разделах "Комитеты и комиссии" и "Структура" на её официальном сайте размещён список комитетов: комитет по международным связям, комитет по научно-исследовательской работе, комитет по работе с СМИ, комитет по учебно-методической работе, комитет по работе с бухгалтерами и консультантами, комитет по работе с внутренними аудиторами, комитет по профессиональной этике и членству, комитет по методологии, комитет по контролю за качеством, комитет по работе с финансовыми менеджерами, комитет по работе с преподавателями (л.д. 92).
В соответствии с пунктом 5.7 Устава МОО "АбиАС" президент избирается правлением Организации сроком на пять лет.
Шеремет А.Д. был избран президентом МОО "АбиАС" сроком на 5 лет 1 августа 2000 г. на учредительной конференции, протокол о его избрании на новый срок в ходе проверки Организацией не представлен.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, и пункту 1.8 Устава МОО "АбиАС" адресом её постоянно действующего руководящего органа (правления) является: г. Москва, Мичуринский просп., Олимпийская деревня, д. 16, офис V-3. Однако направляемая по этому адресу почтовая корреспонденция возвращается с отметкой почтового отделения связи "отсутствие адресата".
В то же время в разделе "Адрес" на официальном сайте Организации в качестве места нахождения указан адрес: г. Москва, Мичуринский просп., д. 21, корп. 4.
Следовательно, Организацией не соблюдено требование части второй статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, в силу которой общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений об адресе юридического лица в течение трёх дней с момента таких изменений.
Представленные в Минюст России на проверку документы, в том числе протокол конференции МОО "АбиАС" от 25 марта 2010 г. N 11, протоколы заседаний правления МОО "АбиАС" от 21 мая 2012 г. N 5, от 17 мая 2013 г. N 6, от 28 августа 2013 г. N 7, от 12 мая 2014 г. N 8, реестр членов МОО "АбиАС", сметы доходов и расходов МОО "АбиАС" за 2012-2014 гг., заключение ревизионной комиссии по проверке финансовой деятельности МОО "АбиАС" за 2012 г. от 13 мая 2013 г., заключение ревизионной комиссии по проверке финансовой деятельности МОО "АбиАС" за 2013 г. от 5 мая 2014 г., содержат противоречивую информацию относительно количества членов правления Организации и полученных ею сумм доходов за 2012-2013 гг. В частности, на конференции правление Организации было избрано в количестве 7 человек, в протоколах его заседаний указано о присутствии 10 членов, а в разделе "Правление" на официальном сайте Организации содержатся сведения о 19 членах (л.д. 103-128). В нарушение части первой статьи 3, части третьей статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ членство в Организации Волкова И.М. и Кондракова Н.П., избранных в правление на конференции от 25 марта 2010 г., не было подтверждено. Суммы поступлений денежных средств, отражённые в сметах доходов и расходов за 2012-2013 гг. и карточках счёта 86 за данные два года (43 600 рублей и 43 500 рублей), не соответствуют суммам поступлений, указанным в соответствующих заключениях ревизионной комиссии от 13 мая 2013 г. и 5 мая 2014 г. (45 800 рублей и 35 000 рублей).
Пунктом 5.2 Устава МОО "АбиАС" определено, что конференция правомочна при наличии на её заседаниях более половины избранных делегатов. Из протокола конференции МОО "АбиАС" от 25 марта 2010 г. N 11 следует, что в ней участвовали члены Организации, а не избранные делегаты. Соответственно, данная конференция являлась неправомочной.
Кроме того, Лаптев Н.Н., Сорокина Е.Л. и Шкромюк Л.Ю., избранные в ревизионную комиссию Организации, не являлись делегатами конференции и не присутствовали на ней, поэтому не могли выразить согласие на избрание их в состав этого органа. В нарушение части первой статьи 3, части третьей статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ членство в Организации Сорокиной Е.Л. и Шкромюк Л.Ю., избранных на конференции в ревизионную комиссию, документально не подтверждено.
В пункте 5 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ закреплено, что некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам её высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Поскольку Организацией не был представлен трудовой договор, заключённый с Шереметом А.Д., у Минюста России отсутствовала возможность определить правомерность выплаты президенту денежного вознаграждения в соответствии со штатным расписанием от 9 января 2012 г.
В нарушение пункта 5.7 Устава штатные расписания МОО "АбиАС" 2012-2015 гг. утверждены президентом, а не правлением или президиумом правления Организации (л.д. 129-136).
Устав Организации не предусматривает избрание председателя и секретаря ревизионной комиссии. Однако, как видно из протокола заседания ревизионной комиссии от 8 мая 2013 г. N 1, эти лица были избраны (л.д. 121-122).
Символика, используемая Организацией на бланке и печати, не описана в её уставе, что не соответствует части второй статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций".
Отдельные положения Устава Организации противоречат статье 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 8 и 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, статьям 28, 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, так как не предусматривают принятие квалифицированным большинством голосов делегатов конференции (или единогласно) решений по вопросам определения приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества общественного объединения, избрания членов правления и досрочного прекращения их полномочий, не определяют постоянно действующий коллегиальный руководящий и ревизионный органы для региональных отделений Организации, а также орган, к компетенции которого отнесены вопросы утверждения годового бухгалтерского баланса, и правомочность общего собрания отделения Организации, порядок принятия им решений.
Цели и задачи МОО "АбиАС", указанные на её официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cisaaa.org), не соответствуют целям и задачам, перечисленным в Уставе (л.д. 22-23, 93).
19 марта 2015 г. в адрес правления Организации было вынесено письменное предупреждение N 11/30595-СГ, обязывающее Организацию устранить выявленные в ходе плановой документарной проверки нарушения действующего законодательства и положений своего устава в срок до 3 августа 2015 г. Копия предупреждения направлялась МОО "АбиАС" через организацию почтовой связи, но вернулась с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу". Данный документ был получен 2 апреля 2015 г. представителем Организации Савельевой М.Е.
В связи с неустранением этих нарушений в установленный срок Минюстом России в адрес правления Организации было внесено представление от 7 августа 2015 г. N 11/93315-СГ об указанных нарушениях со сроком их устранения до 5 октября 2015 г. Копия представления была направлена по адресу места нахождения постоянно действующего руководящего органа Организации - правления и вернулась с отметкой почтового отделения связи "организация не значится".
Однако Организацией снова не устранены выявленные нарушения в установленный срок.
На основании распоряжения Минюста России от 2 ноября 2015 г. N 1635-р деятельность МОО "АбиАС" была приостановлена на срок до 25 апреля 2016 г., о чём в адрес правления Организации (г. Москва, Мичуринский просп., Олимпийская деревня, д. 16, офис V-3) направлялось письмо от 6 ноября 2015 г. N 11-128206/15, которое также вернулось с отметкой почтового отделения связи "отсутствие адресата по указанному адресу".
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
С учётом того, что решение федерального органа государственной регистрации о приостановлении деятельности МОО "АбиАС" было направлено по адресу общественного объединения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц и указанному в его уставе, оно считается доставленным адресату.
Предупреждение, представление о нарушениях и решение о приостановлении деятельности общественного объединения Организацией не обжаловались в суд.
До настоящего времени МОО "АбиАС" не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации и норм, предусмотренных Уставом.
Согласно абзацам третьему, четвёртому части первой и части третьей статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Таким образом, неустранение Организацией в срок, установленный Минюстом России, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в силу абзаца четвёртого части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ является основанием для её ликвидации по решению суда.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации МОО "АбиАС" предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (часть вторая статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Международную общественную организацию "Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество" и её структурные подразделения, исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1027700083333).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. N АКПИ16-1202
Текст решения официально опубликован не был