Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2016 г. N 83-АПГ16-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокуратуры Брянской области на решение Брянского областного суда от 25 августа 2016 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения Брасовского районного Совета народных депутатов от 18 февраля 2010 года N 4-44 "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Брасовского районного Совета народных депутатов от 18 февраля 2010 года N 4-44 утверждено Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район", которым установлены основания возникновения права на пенсию, определён порядок назначения, выплаты и перерасчёта пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район".
В соответствии с данным положением пенсия для лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район", - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется по основаниям и в порядке, установленным данным положением, и которая предоставляется гражданам при выходе на государственную пенсию в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с увольнением с выборной муниципальной должности муниципального образования "Брасовский район" при достижении установленной Положением продолжительности замещения выборной муниципальной должности муниципального образования "Брасовский район", при наличии стажа муниципальной службы (пунктом 1); право на пенсию в соответствии с Положением имеют лица, замещавшие предусмотренные Уставом муниципального образования "Брасовский район" выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район" (глава района, председатель районного Совета народных депутатов), работавшие на постоянной основе в органах местного самоуправления и получавшие денежное содержание за счёт средств бюджета муниципального образования "Брасовский район" (пункт 2.1. Положения); лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район" и имеющим право на пенсию в соответствии с Положением, назначается пенсия в размере 45 процентов от их среднемесячного заработка; при наличии стажа муниципальной службы свыше 15 лет пенсия увеличивается на 3 процента от среднемесячного заработка за каждый полный год стажа; при этом размер пенсии не может превышать 65 процентов от среднемесячного заработка лица, замещавшего выборную муниципальную должность муниципального образования "Брасовский район". Размер пенсии для лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район", исчисляется из расчёта их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев (пункты 3.1 и 3.2); финансирование пенсии и её доставка производятся за счёт средств бюджета муниципального образования "Брасовский район" администрацией Брасовского района (пункт 8).
Прокурор Брянской области обратился с административным исковым заявлением о признании противоречащим статьям 7, 8, 31, 33, 65, 85, 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 9 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район", утверждённого решением Брасовского районного Совета народных депутатов от 18 февраля 2010 года N 4-44, полагая, что установление дополнительных материальных гарантий в части пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципального образования "Брасовский район", не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, поскольку бюджет муниципального образования "Брасовский район", из года в год является дотационным, муниципальное образование получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета.
Решением Брянского областного суда от 25 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционном представлении прокуратуры Брянской области поставлен вопрос об отмене решения Брянского областного суда от 25 августа 2016 года и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы прокурора не подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что федеральный законодатель, закрепляя право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и относя при этом пенсионное обеспечение за выслугу лет к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, предусматривает возможность его регулирования законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления и не связывает его исполнение с таким условием, как отсутствие у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для выплаты муниципальным служащим указанной надбавки к пенсии. Лишение лиц, замещавших муниципальную должность, права на получение назначенной им пенсии за выслугу лет в случае отсутствия у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для указанной выплаты приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23, части 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 24" имеется в виду "статьи 24"
В силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Уставом Брасовского района, с учётом внесённых изменений и дополнения, статьёй 30.1 главе Брасовского района, депутату Брасовского районного Совета народных депутатов, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счёт средств местного бюджета гарантируется пенсионное обеспечение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо статьи 30.1 имеется в виду подпункт 10 пункта 1 статьи 28 Устава Брасовского района
Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что расходы местного бюджета на содержание органов местного самоуправления в 2015 году составили 31 073,4 тысячи рублей, из них сумма средств на пенсионное обеспечение лиц, замещающих выборные муниципальные должности составила 146,7 тысячи рублей, из расчёта 12 223 рублей 91 копеек в месяц.
Объём собственных доходов бюджета района за 2015 год (без учёта дотаций на сбалансировать и выравнивание бюджетной обеспеченности) составил 67 712 тысяч рублей.
Судом достоверно установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется исключительно из средств местного бюджета.
Исходя из размера установленных муниципальным законодателем пенсионных выплат и критериев финансовой обеспеченности бюджета муниципального образования, суд правомерно пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого положения недействующим.
Принимая во внимание, что в апелляционном представлении не приводится доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Брянского областного суда от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2016 г. N 83-АПГ16-16
Текст определения официально опубликован не был