Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2016 г. N 60-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 1 декабря 2015 г. N 355 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района на 2016 - 2018 годы" (в редакции постановления от 17 декабря 2015 г. N 489) в части, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 16 августа 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" Бурлыко И.Н., Гавриковой Е.В., Кондратьева С.Б., представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиля О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в Камчатский краевой суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 1 декабря 2015 г. N 355 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района на 2016 - 2018 годы" (в редакции постановления от 17 декабря 2015 г. N 489) (далее - постановление от 1 декабря 2015 г. N 355) в части пункта 1 (приложение N 1), пункта 2 (приложение N 2), пункта 5 (пункт 1 приложения N 5) к постановлению.
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения.
Решением Камчатского краевого суда от 16 августа 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы ПАО "Камчатскэнерго" и прокуратура Камчатского края представили возражения.
В судебное заседание представители Министерства финансов Камчатского края и прокуратуры Камчатского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
В судебном заседании, назначенном на 22 декабря 2016 г., объявлялся перерыв до 26 декабря 2016 г. После перерыва заседание продолжено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Камчатского края на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 424-П, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Служба по тарифам).
Постановлением Службы по тарифам от 1 декабря 2015 г. N 355 (в редакции от 17 декабря 2015 г. N 489) утверждены тарифы в сфере теплоснабжения для ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района на 2016 - 2018 годы" (далее - постановление от 1 декабря 2015 г. N 355).
Пунктом 1 постановления утверждены долгосрочные параметры регулирования для ПАО "Камчатскэнерго", устанавливаемые на 2016 - 2018 годы для формирования тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов (приложение N 1).
Пунктом 2 постановления утверждены и введены в действие экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района с учетом календарной разбивки (приложение N 2).
Пунктом 5 постановления утверждены и введены в действие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района с календарной разбивкой согласно приложению N 5. Пунктом 1 приложения N 5 установлены тарифы для потребителей за исключением населения и исполнителей коммунальных услуг для населения.
Данное постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом и опубликованным в установленном порядке в печатном издании "Официальные ведомости" 8 декабря 2015 г. N 3. Изменения к постановлению опубликованы в установленном порядке в печатном издании "Официальные ведомости" 18 декабря 2015 г. N 4.
По мнению административного истца, при формировании тарифов из необходимой валовой выручки органом регулирования необоснованно исключены расходы по статьям "Оплата труда" на сумму 3 524 тыс. руб., "Отчисления на социальные нужды" на сумму 1 362 тыс. руб., "Предпринимательская прибыль" на сумму 2 933 тыс. руб.
Как следует из материалов дела 30 апреля 2015 г. ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района, с приложением обосновывающих документов, предложив метод регулирования - метод долгосрочной индексации установленных тарифов, предусмотренный частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно пункту 33 Методических указаний N 760-э, базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний, то есть затраты определяются методом экономически обоснованных расходов.
Исходя из пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из экспертного заключения следует, что при расчете долгосрочных тарифов необходимая выручка ПАО "Камчатскэнерго" определена на основе базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, показателей энергосбережения и энергетической эффективности, результатов деятельности общества до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
В силу пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно экспертному заключению заявленные обществом расходы на оплату труда снижены органом регулирования с 34 822 тыс. руб. до 27 738 тыс. руб.
Расчет минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда для расчета фонда оплаты труда произведен Службой по тарифам исходя из среднего показателя минимальных месячных тарифных ставок за 1 и 2 полугодие 2015 года, рассчитанных Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен 107,4% и составил 7 135 руб.
Суд первой инстанции посчитал данный расчет правильным, поскольку в соответствии с пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз", срок действия которого продлен на 2016 - 2018 годы (далее- Отраслевое тарифное соглашение), размер минимальной месячной тарифной ставки индексируется с периодичностью один раз в полгода в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий полугодичный период, предшествующий индексации. Аналогичное положение установлено Коллективным договором ПАО "Камчатскэнерго" на 2016 - 2018 годы.
Довод общества об установлении размера минимальной месячной тарифной ставки в сумме 6 165 руб., исходя из проведения ежеквартальной индексации заработной платы на основании пункта 3.12 Коллективного договора общества на 2015 год, признан судом несостоятельным, поскольку из положений Отраслевого тарифного соглашения следует, что проведение индексации предусмотрено только 1 раз в полгода. Улучшение положения своих работников ПАО "Камчатскэнерго" вправе производить за счет своих внутренних резервов без включения этих расходов в экономически обоснованный тариф.
Вместе с тем суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, признал необоснованным размер расходов, включенных органом регулирования в состав необходимой валовой выручки по названной статье затрат, исходя из следующего.
Средняя оплата труда на 1 работника в 2016 году определена органом регулирования относительно утвержденной среднемесячной оплаты труда с учетом роста потребительских цен Минэкономразвития РФ 2015/2014 - 107,4% и составила 54 083 руб. против рассчитанной обществом 56 635 руб.
Установив, что расчет среднемесячной оплаты труда на 2016 год произведен Службой по тарифам исходя из плановой среднемесячной оплаты труда, установленной органом регулирования на 2015 год, а не из фактического фонда оплаты труда за последний расчетный период, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет фонда оплаты труда произведен регулируемым органом с нарушением пункта 42 Основ ценообразования и пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов).
Кроме того, согласно представленной органом регулирования в ходе рассмотрения дела сводной таблице расходов на оплату труда (приложение 4.9 Методических указаний N 760-э) среднемесячная оплата труда рассчитана органом регулирования исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с учетом дефлятора - 7 135 руб., с применением тарифного коэффициента и процентов доплат, начисляемых на минимальную месячную тарифную ставку в заявленных обществом размерах, за исключением процента по графе "текущее премирование". Размер текущего премирования по расчету органа регулирования составил 41,41% по итогам 2013 года, что ниже фактических показателей 2014 года (49,88%) и ниже утвержденных показателей на 2015 год (48,23%).
Снижая процент по графе "текущее премирование" до 41,41%, орган регулирования в экспертном заключении в нарушении пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) не обосновал причины такого снижения, а также не произвел анализ показателей расходов, понесенных обществом за предыдущий период регулирования.
Довод Службы по тарифам об экономически необоснованном размере премиальных выплат, предложенных обществом, в связи с тем, что премии относятся к выплатам стимулирующего характера, не являются обязательными и определение размера таких выплат относится к прерогативе работодателя, и поэтому могут быть уменьшены с учетом финансовых возможностей предприятия, признан судом необоснованным, поскольку в соответствии со статьями 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 3.1, 8.4.2.3 Отраслевого соглашения, а также согласно локальным актам ПАО "Камчатскэнерго" премиальные выплаты являются обязательными и входят в систему оплаты труда.
Согласно пункту 3.18 Коллективного договора базовая величина премий за основные результаты хозяйственной деятельности работникам общества устанавливается в размере 50% тарифных ставок, окладов (должностных окладов). Аналогичные положения содержатся в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 Положения о премировании работников филиала ОАО "Камчатскэнерго" (далее - Положение о премировании). Лишение полностью или снижение премий возможно только в случае производственных упущений, перечень которых регламентирован Положением о премировании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что расчет среднемесячной оплаты труда, произведенный органом регулирования с учетом снижения процента текущего премирования до 41,41%, противоречит пункту 42 Основ ценообразования и пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что тарифный орган правильно определил численность работников предприятия исходя из данных статистической отчетности формы П-4 "Сведения по численности персонала" в количестве 41,45 чел., против заявленной обществом численности 46 чел., по состоянию на октябрь 2015 года.
Уменьшая численность персонала предприятия на 5 человек, заявленную предприятием в связи с технологическими условиями работы котельной N 9, орган регулирования обоснованно исходил из того, что расходы по увеличению штата работников обществом документально не подтверждены, выходят за границы базового анализируемого периода (2014 год - 1 полугодие 2015 года) и частично распространяются на период регулирования 2016 год, что противоречит положениям пункта 42 Основ ценообразования.
Судебная коллегия считает необоснованным вывод суда первой инстанции об обязанности Службы по тарифам по составлению расчета в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний N 760-э "Расчет расходов на оплату труда".
Согласно п. 2 Методических указаний N 760-э, данные указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В приложении 3 к Методическим указаниям N 760-э указан перечень материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусматривающий материалы по формированию необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов, в том числе расчет расходов на оплату труда, изложенный в приложении 4.9 указанных методических указаний.
Таким образом, именно организация, осуществляющая виды деятельности в сфере теплоснабжения в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний N 760-э вносит в орган регулирования предложения по формированию необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов, а регулирующий орган, в свою очередь, рассматривая данные материалы, устанавливает тарифы на тепловую энергию, исходя из экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) контроль в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, а также за использование инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
Согласно экспертному заключению отчисления на социальные нужды произведены органом регулирования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и в связи с уменьшением фонда оплаты труда на 2016 год приняты органом регулирования в размере 8 752 тыс. руб. против заявленных обществом 10 820 тыс. руб.
Однако, поскольку статья расходов "Отчисления на социальные нужды" является расчетной, то установив необоснованное уменьшение Службой по тарифам расходов общества по статье затрат "Оплата труда", признанная органом регулирования сумма расходов на социальные нужды также не может считаться экономически обоснованной.
Вместе с тем суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном увеличении административным истцом эффективной ставки расчета отчислений на социальные нужды в связи с изменением величины базы для начисления страховых взносов в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 26 ноября 2015 г. N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.", поскольку данное постановление опубликовано 7 декабря 2015 г., то есть после утверждения органом регулирования тарифов для ПАО "Камчатскэнерго".
При рассмотрении дела судом первой инстанции также сделан вывод о необоснованном исключении органом регулирования из состава необходимой валовой выручки расходов по статье "Предпринимательская прибыль" в размере 2 933 тыс. руб.
С учетом положений пунктов 48(1), 71, 74(1) Основ ценообразования у органа регулирования отсутствовали правовые основания для исключения расходов по указанной статье при утверждении тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования.
Решение суда в данной части не обжалуется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 16 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2016 г. N 60-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был