Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2016 г. N 59-КГ16-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2016 г. гражданское дело по иску Бойко Т.В., Бойко А.И. к администрации Мазановского района Амурской области, министерству транспорта и строительства Амурской области о признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, возложении обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения
по кассационной жалобе министра транспорта и строительства Амурской области Тягло А.В. на решение Мазановского районного суда Амурской области от 29 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 февраля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бойко Т.В., Бойко А.И. 15 октября 2015 г. обратились в суд с иском к администрации Мазановского района Амурской области, министерству транспорта и строительства Амурской области о признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, возложении обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
В обоснование иска Бойко Т.В. и Бойко А.И. указали, что принадлежащее им на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., было подтоплено в результате наводнения в августе 2013 г., повреждено, для его восстановления требуется капитальный ремонт.
Межведомственной комиссией указанное жилое помещение было признано нуждающимся в проведении капитального ремонта.
Принимая во внимание факт порчи принадлежащего им имущества, Бойко Т.В. и Бойко А.И. обратились в администрацию Мазановского района Амурской области с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.
В социальной выплате им было отказано по причине неустановления причинно-следственной связи повреждений несущих конструкций дома, в котором находится жилое помещение, с наводнением в период со 2 августа 2013 г., в связи с чем Бойко Т.В. и Бойко А.И. обратились в суд с иском к администрации Мазановского района, в котором просили обязать ответчика включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области в августе 2013 г., для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
26 ноября 2014 г. решением Мазановского районного суда Амурской области указанные требования Бойко Т.В. и Бойко А.И. были удовлетворены. На администрацию Мазановского района была возложена обязанность включить Бойко Т.В. и Бойко А.И. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области в августе 2013 г., для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: ... Решение суда первой инстанции обращено к немедленному исполнению. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 января 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Бойко Т.В. и Бойко А.И. также указали на то, что во исполнение указанного решения суда администрация Мазановского района Амурской области включила их в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Мазановского района Амурской области, в котором предусмотрен размер социальной выплаты 350500 руб., и направила этот список в министерство строительства и архитектуры Амурской области.
Решением министерства строительства и архитектуры Амурской области от 15 апреля 2015 г. они были исключены из списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, по причине указания в решении суда на то, что истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков, тогда как меры социальной поддержки предоставляются пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением.
Постановлением Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. N 125 утверждено Положение о министерстве транспорта и строительства Амурской области и признано утратившим силу постановление Губернатора Амурской области от 13 октября 2011 г. N 304 "Об утверждении положения о министерстве строительства и архитектуры Амурской области".
В соответствии с пунктом 2 раздела I Положения о министерстве транспорта и строительства Амурской области, утверждённого Постановлением Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. N 125, министерство транспорта и строительства Амурской области является правопреемником министерства строительства и архитектуры Амурской области в части полномочий и функций в сфере градостроительства, строительного комплекса, ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Полагая действия по исключению их из списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, незаконными, Бойко Т.В. и Бойко А.И. просили возложить на министерство транспорта и строительства Амурской области обязанность восстановить их в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, возложить на администрацию Мазановского района Амурской области обязанность произвести им социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности и расположенного по адресу: ..., квартира ..., за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г.
Решением Мазановского районного суда Амурской области от 29 октября 2015 г. исковые требования Бойко Т.В. и Бойко А.И. удовлетворены.
На министерство транспорта и строительства Амурской области возложена обязанность восстановить Бойко Т.В. и Бойко А.И. в списках граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения. На администрацию Мазановского района Амурской области возложена обязанность произвести Бойко Т.В. и Бойко А.И. социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности и расположенного по адресу: ..., квартира ..., за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 февраля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе министра транспорта и строительства Амурской области Тягло А.В. ставится вопрос об отмене решения Мазановского районного суда Амурской области от 29 октября 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 февраля 2016 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 5 сентября 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 3 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы Бойко Т.В., Бойко А.И., представитель администрации Мазановского района Амурской области, представитель министерства финансов Амурской области, сведений о причинах неявки не представили. От представителя министерства транспорта и строительства Амурской области по доверенности поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бойко Т.В. и Бойко А.И. являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ..., квартира ...
Как следует из акта обследования жилого помещения от 15 октября 2014 г. N 725, составленного межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной Распоряжением администрации Мазановского района N 17-р от 23 января 2014 г., жилое помещение, общей площадью 70,1 кв.м., расположенное в одноэтажном двухквартирном доме по адресу: ... квартира ..., признано нуждающимся в проведении капитального ремонта, принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения.
Полагая, что принадлежащее им жилое помещение было повреждено в результате наводнения в августе 2013 г., Бойко Т.В. и Бойко А.И. обратились в администрацию Мазановского района Амурской области с заявлением о включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.
В социальной выплате им было отказано по причине неустановления причинно-следственной связи повреждений несущих конструкций дома, в котором находится жилое помещение, с наводнением в период со 2 августа 2013 г., в связи с чем Бойко Т.В. и Бойко А.И. обратились в суд с иском к администрации Мазановского района, в котором просили обязать ответчика включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области в августе 2013 г., для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
26 ноября 2014 г. решением Мазановского районного суда Амурской области указанные требования Бойко Т.В. и Бойко А.И. были удовлетворены. На администрацию Мазановского района была возложена обязанность включить Бойко Т.В. и Бойко А.И. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области в августе 2013 г., для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., квартира ... Решение суда первой инстанции обращено к немедленному исполнению. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 января 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В порядке исполнения решения Мазановского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. администрация Мазановского района Амурской области включила Бойко Т.В. и Бойко А.И. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, и 4 марта 2015 г. направила этот список в министерство строительства и архитектуры Амурской области.
Из письма министерства строительства и архитектуры Амурской области от 15 апреля 2015 г. N 02-1227 следует, что Бойко Т.В. и Бойко А.И. не включены в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, поскольку в решении Мазановского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. указано на признание истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области, а социальные выплаты производятся гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения.
Постановлением Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. N 125 утверждено Положение о министерстве транспорта и строительства Амурской области и признано утратившим силу постановление Губернатора Амурской области от 13 октября 2011 г. N 304 "Об утверждении положения о министерстве строительства и архитектуры Амурской области".
В соответствии с пунктом 2 раздела I Положения о министерстве транспорта и строительства Амурской области, утверждённого постановлением Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. N 125, министерство транспорта и строительства Амурской области является правопреемником министерства строительства и архитектуры Амурской области в части полномочий и функций в сфере градостроительства, строительного комплекса, ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краёв, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в редакции от 18 октября 2014 г.) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Принимая во внимание вступившее в законную силу решение Мазановского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г., которым за Бойко Т.В. и Бойко А.И. было признано право на меру социальной поддержки на цели капитального ремонта жилья, повреждённого в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 г., и право на включение в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, учитывая, что Бойко Т.В. и Бойко А.И. являются сособственниками повреждённого в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: ..., квартира ... и формулировка в резолютивной части решения Мазановского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. о причинах чрезвычайной ситуации не может являться ограничением прав истцов на получение мер социальной поддержки, суд пришёл к выводу о том, что министерство транспорта и строительства Амурской области (ранее - министерство строительства и архитектуры Амурской области) неправомерно исключило Бойко Т.В. и Бойко А.И. из списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, и возложил на этого ответчика обязанность восстановить их в указанном списке.
При этом, суд указал, что по действующим на момент подачи Бойко Т.В. и Бойко А.И. заявления о включении их в указанный список нормам социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения, повреждённого вследствие чрезвычайной ситуации, им должна была быть произведена администрацией Мазановского района Амурской области, которой были делегированы государственные полномочия по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта повреждённого жилья в результате чрезвычайной ситуации, за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.
Также суд отметил, что на момент возникновения спорных правоотношений Закон Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта" являлся действующим, в связи с чем его нормы подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, суд указал, что вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органу местного самоуправления для социальной выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, денежных средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, касаются межбюджетных правоотношений, в которых гражданин субъектом не является, в силу чего право истца на получение требуемых компенсационных выплат не может быть поставлено в зависимость от сроков и объёма денежных средств, направляемых из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с указанными выводами судебных инстанций, поскольку судами неправильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693).
Подпунктом "г" пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло постановление N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение N 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении N 4 к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе меры поддержки на цели капитального ремонта за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
На территории Амурской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт повреждённых жилых помещений регламентировались Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", который утратил силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Закона Амурской области от 29 декабря 2014 г. N 472-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Амурской области "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта".
Таким образом, с 1 января 2015 г. отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья.
Ввиду того, что требования Бойко Т.В. и Бойко А.И. к министерству транспорта и строительства Амурской области о признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, возложении обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения были предъявлены ими после 1 января 2015 г., то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, являющимся обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, вывод суда о возложении на министерство транспорта и строительства Амурской области обязанности восстановить Бойко Т.В. и Бойко А.И. в списках граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения нельзя признать правомерным.
Судебная коллегия считает необходимым также указать следующее.
В разделе III постановления Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. N 125 "Об утверждении Положения о министерстве транспорта и строительства Амурской области" определены полномочия министерства.
Министерство транспорта и строительства Амурской области данным положением не наделено соответствующими полномочиями по формированию списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области. В связи с этим заявитель кассационной жалобы обоснованно ссылается на то, что указанное министерство не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Бойко Т.В., Бойко А.И. приведённое обстоятельство не принято во внимание.
С учётом изложенного решение Мазановского районного суда Амурской области от 29 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 февраля 2016 г., оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить исковые требования Бойко Т.В., Бойко А.И. в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами, а также с соблюдением норм процессуального закона (статья 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Мазановского районного суда Амурской области от 29 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 февраля 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Мазановский районный суд Амурской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2016 г. N 59-КГ16-26
Текст определения официально опубликован не был