Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 58-АПГ16-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 11 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в суд с административным иском о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на то, что в результате досрочного прекращения полномочий пяти депутатов в составе депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения осталось пять депутатов, что составляет менее двух третей от установленного числа депутатов.
Дополнительные выборы депутатов не назначены и, как полагал административный истец, назначены быть не могут, так как решения Совета депутатов Ситинского сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.
Решением Хабаровского краевого суда от 11 октября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор района имени Лазо Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на неправомочность состава депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения, оставшегося в составе пяти депутатов в связи с досрочным прекращением полномочий остальных депутатов, заседания данного Совета депутатов не могут считаться неправомочными, поскольку такими они могут считать только в случае присутствия на них менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов (то есть менее пяти депутатов), а в настоящем случае на заседаниях Совета депутатов может присутствовать пятьдесят процентов от числа избранных депутатов (то есть пять депутатов).
Согласно Уставу Ситинского сельского поселения более половины голосов депутатов от установленного числа депутатов требуется для принятия решения Совета депутатов, носящего нормативный правовой характер. Иные решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета.
К последним решениям Совета депутатов, по мнению суда первой инстанции, относится и решение о назначении дополнительных выборов в связи со сложением депутатами своих полномочий, поэтому суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания состава депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения неправомочным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда первой инстанции не согласна.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
Согласно части 3 статьи 19, абзацу первому части 4 и части 5 статьи 21 Устава Ситинского сельского поселения Совет депутатов состоит из десяти депутатов и правомочен, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
Таким образом, Совет депутатов Ситинского сельского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее семи депутатов, а его заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее пяти депутатов.
13 сентября 2013 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, в результате которых избрано десять депутатов.
14 марта 2016 года три депутата заявили о досрочном прекращении своих полномочий по собственному желанию. Решениями Совета депутатов Ситинского сельского поселения от 25 марта 2016 года полномочия данных депутатов досрочно прекращены.
Решением Совета депутатов Ситинского сельского поселения от 15 июля 2016 года в связи с непредставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера досрочно прекращены полномочия ещё двух депутатов.
Пунктами 2, 10 части 10 и частью 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Исходя из пункта 2 части 16 статьи 35 указанного Федерального закона, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения суда о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
При этом в случае, если в результате сложения депутатами своих полномочий и принятия решений о досрочном прекращении их полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, но оставшаяся численность депутатов от числа избранных депутатов позволяет ему на основании пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принять решение о назначении дополнительных выборов, полномочия такого органа не могут быть прекращены досрочно.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции руководствовался Уставом Ситинского сельского поселения, принятым решением Совета депутатов от 3 мая 2005 года N 3, в редакции, согласно которой депутаты избираются сроком на пять лет.
Между тем тот же Устав Ситинского сельского поселения, но действовавший в редакции, когда был избран Совет депутатов, правомочность состава депутатов которого оспаривается по настоящему делу, предусматривал, что депутаты избираются сроком на четыре года.
То есть депутаты Совета депутатов Ситинского сельского поселения, состав которых оспаривается по настоящему делу, избраны на четыре года, а не на пять лет, из чего исходил суд первой инстанции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Как следует из вышеизложенного, четырёхлетний срок полномочий депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения истекает в 2017 году.
Таким образом, на день подачи административного иска Совет депутатов Ситинского сельского поселения насчитывал в своём составе пять из десяти депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности депутатов, и, несмотря на возможность проведения правомочных заседаний в таком составе, решение о назначении дополнительных выборов для замещения освободившихся депутатских мандатов принять не мог в силу прямого запрета закона.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным, и поэтому данное решение суда подлежит отмене.
Согласно частям 1 и 4 статьи 22 Устава Ситинского сельского поселения Совет депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Хабаровского края, уставом поселения, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения. Данные решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение Совета депутатов, носящее нормативный правовой характер, считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Совета депутатов. Иные решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов.
Учитывая исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, а также то обстоятельство, что Совет депутатов Ситинского сельского поселения лишён возможности принимать нормативные правовые акты, в том числе утверждать местный бюджет, в силу отсутствия необходимого для этого количества депутатов в составе Совета, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает административный иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 11 октября 2016 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административный иск прокурора района имени Лазо Хабаровского края удовлетворить.
Состав депутатов Совета депутатов Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края признать неправомочным.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 58-АПГ16-14
Текст определения официально опубликован не был