Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2016 г. N 49-АПГ16-46
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 911 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июня 2016 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" по доверенности Филиппова Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по доверенности Зиновьевой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - МУП "УИС", предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 911 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 911).
Пунктами 1-3 Постановления N 911 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП "УИС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно приложению N 1; тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии МУП "УИС", поставляемую потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно приложению N 2, а также долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые для МУП "УИС" при расчёте тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, согласно приложению N 3.
Пунктом 3 Постановления N 911 предусмотрено, что тарифы действуют с 1 января по 30 июня 2016 г., с 1 июля по 31 декабря 2016 г., с 1 января по 30 июня 2017 г., с 1 июля по 31 декабря 2017 г., с 1 января по 30 июня 2018 г., с 1 июля по 31 декабря 2018 г.
В обоснование заявленных требований МУП "УИС" сослалось на то, что названное постановление принято с нарушением требований положений статей 3, 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 13, 21, 32 и 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - постановление Правительства РФ N 1075). По мнению административного истца, при установлении тарифов на тепловую энергию неправомерно не были учтены экономически обоснованные расходы, заявленные предприятием, по сомнительным долгам, по ремонту основных средств, на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, другие расходы, выпадающие доходы.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июня 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней МУП "УИС" просит отменить судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неправильно применены нормы материального права. Суд не оценил довод административного истца о возможности увеличения тарифа до предельно допустимых значений, а именно 5,8% - среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Башкортостан, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2182-р, а также о необоснованном отказе во включении в необходимую валовую выручку выпадающих доходов, связанных с обслуживанием заемных денежных средств.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом о теплоснабжении.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства РФ N 1075 (далее - Правила), иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-2.3 статьи 8 Федерального закона (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведён в статье 8 названного закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) наделён указанными полномочиями в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 1.1, 3.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан 5 сентября 2013 г. N 404 (далее - Положение).
Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Комитета 18 декабря 2015 г. с участием представителя общества с соблюдением требований пунктов 30, 31 Правил.
Постановление N 911 опубликовано 25 декабря 2015 г. на официальном интернет портале правовой информации Республики Башкортостан.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьёй 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57-66 Основ ценообразования с учётом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
Из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил).
Как усматривается из материалов дела, МУП "УИС" осуществляет как основной вид деятельности распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.).
МУП "УИС" направила в Комитет заявление от 27 апреля 2015 г. об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, на 2016-2018 годы, с предложением установления тарифов методом индексации. На основании представленных обществом предложений по установлению тарифов и подтверждающих документов, экспертной группой Комитета проведена экспертиза.
Как следует из экспертного заключения тарифного органа, при установлении тарифов Комитетом исключены полностью или частично некоторые заявленные административным истцом расходы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные материалы административного и тарифного дел, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришёл к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела и, основываясь на правовом анализе федерального законодательства, правильно пришёл к выводу о том, что Комитет, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, требований действующего законодательства не нарушил и установил экономически обоснованные тарифы.
В силу подпункта 5 части 1 статьи 3 и статьи 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в Российской Федерации и запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не означает, что орган регулирования обязан устанавливать тарифы до максимально допустимых значений, напротив толкование приведенных положений свидетельствует о том, что данными нормами предусмотрено право органа регулирования, не превышая установленные значения, определить размер тарифов в пределах данных значений, в связи с чем Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что суд, установив, что рост тарифа предприятия составит всего 4%, оставил без внимания доводы предприятия о возможности увеличения тарифа до предельно допустимых значений.
Баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей тепловой энергии достигается путём соблюдения установленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
В данном случае, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2182-р на 2016 год для Республики Башкортостан утверждён средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги: на первое полугодие - 0, на второе - 5,8. Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям в размере 2,5% установлено распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. N 2222-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов".
Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 26 ноября 2015 г. N РГ-196 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Башкортостан на 2016 год, и такой предельный индекс по муниципальному образованию город Уфа составляет 8,3%, по городу Уфа рост тарифа на тепловую энергию предусмотрен не более 105,4% (в первоначальной редакции).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемые административным истцом тарифы установлены Комитетом в пределах максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленной для Республики Башкортостан и являются экономически обоснованными. Общий рост тарифа на тепловую энергию, утвержденного для МУП "УИС" на 2016 год, составил 104% по отношении к тарифу, установленному на 2015 год.
Комитетом рассчитана прогнозируемая плата граждан за коммунальные услуги городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Согласно данному расчёту при установлении для МУП "УИС" тарифа на тепловую энергию на 2016 год в размере 1845,28 руб./Гкал с ростом тарифа на 104% изменение совокупной платы граждан в муниципальном образовании город Уфа составит 105,44%, то есть в пределах, установленных распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2182-р.
Судом первой инстанции установлено, что при определении тарифов на 2015 год расходы МУП "УИС" в размере 1 467 677,74 тыс. руб. (выпадающие доходы) были признаны Комитетом экономически обоснованными как подтвержденные фактическими показателями предприятия за 2013 год и подлежащими учету в период 2016-2017 годы, что не противоречит положениям пункта 63 Основ ценообразования.
Принимая во внимание недопустимость необоснованного роста тарифа сверх утверждённых значений с учётом пояснений представителей органа регулирования в суде апелляционной инстанции, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованном исключении из состава необходимой валовой выручки расходов в заявленных МУП "УИС" размерах, в том числе выпадающих доходов, поскольку включение данных расходов в состав необходимой валовой выручки приведёт к росту тарифов на тепловую энергию и значительному превышению предельного индекса, что приведет к ущемлению прав абонентов МУП "УИС".
Доводы апелляционной жалобы по своей сути аналогичны доводам административного искового заявления в суд первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку при рассмотрении и разрешении дела по существу.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уфимские инженерные сети городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2016 г. N 49-АПГ16-46
Текст определения официально опубликован не был