Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 22-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования город Владикавказ на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании формы соглашения о передаче Правительству Республики Северная Осетия - Алания полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд, утверждённой постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 15 декабря 2015 года N 337 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в Республике Северная Осетия - Алания".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя главы муниципального образования город Владикавказ Плиевой А.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Республики Северная Осетия - Алания Худзиева Т.К. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
15 декабря 2015 года Правительством Республики Северная Осетия - Алания издано постановление N 337 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в Республике Северная Осетия - Алания".
Пунктом 1 данного постановления установлено, что Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд.
Пунктом 2 этого же постановления утверждены Порядок взаимодействия Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд и органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа - город Владикавказ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд, а также форма соглашения о передаче Правительству Республики Северная Осетия - Алания полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд.
Указанное постановление, а также утверждённые им Порядок взаимодействия и форма соглашения о передаче полномочий опубликованы 24 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Исходя из преамбулы названной формы соглашения о передаче полномочий, муниципальное образование в лице главы администрации, с одной стороны, и Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице председателя правительства, с другой стороны, руководствуясь статьёй 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в Республике Северная Осетия - Алания", в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок заключают соглашение, условия которого приводятся в его форме.
Глава муниципального образования город Владикавказ обратился в суд с административным иском о признании преамбулы данной формы соглашения о передаче полномочий недействующей в части указания в ней главы администрации муниципального образования, как лица, уполномоченного подписывать это соглашение от имени муниципального образования.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на противоречие оспариваемого положения пункту 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому в отношениях с органами государственной власти муниципальное образование представляет глава муниципального образования, а не глава администрации муниципального образования.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 июля 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования - город Владикавказ просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закреплено, что в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казённое учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казённых учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казённое учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казённых учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
В соответствии с частью 4 статьи 26 этого же Федерального закона уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.
Согласно пунктам 1 и 2 вышеназванного Порядка взаимодействия данный Порядок разработан в соответствии со статьёй 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и регулирует отношения, возникающие между Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд и органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа город Владикавказ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд в случае передачи муниципальным образованием указанных полномочий уполномоченному органу.
Передача муниципальным образованием полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется на основании соглашения, заключаемого Правительством Республики Северная Осетия - Алания с муниципальным образованием по форме, оспариваемой по настоящему административному делу.
Данной формой предусмотрено, что соглашение о передаче полномочий заключается между муниципальным образованием в лице главы администрации, с одной стороны, и Правительством Республики Северная Осетия - Алания в лице председателя правительства, с другой стороны.
Отказывая в удовлетворении административного иска главы муниципального образования город Владикавказ, ссылавшегося на отсутствие у главы администрации муниципального образования полномочия на заключение и подписание такого соглашения от имени муниципального образования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доводы административного истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов уполномочены на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 37 этого же Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с частью 1 статьи 41 указанного Федерального закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что глава администрации муниципального образования может быть наделён уставом этого муниципального образования полномочием на заключение и подписание от имени муниципального образования соглашения о передаче полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд.
Как следует из Устава муниципального образования город Владикавказ, принятого Собранием представителей города Владикавказ 27 декабря 2005 года, в сфере бюджета, финансов и экономики полномочиями на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и по контролю в сфере закупок наделена администрация местного самоуправления города Владикавказ (пункт 35 части 1 статьи 54 данного Устава). Глава муниципального образования город Владикавказ таким собственным полномочием Уставом не наделён.
От имени муниципального образования город Владикавказ приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности может, в том числе, глава администрации местного самоуправления города Владикавказа (часть 1 статьи 62 указанного Устава).
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемая форма соглашения о передаче полномочий должна быть утверждена не постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания, а законом Республики Северная Осетия - Алания, также основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно подпункту "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации.
Данная норма по своему смыслу предусматривает придание юридической силы договору, подписанному уполномоченным представителем субъекта Российской Федерации.
По настоящему административному делу предметом рассмотрения являлась утверждённая постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания форма соглашения, а не соглашение, подписанное сторонами.
Другие доводы главы муниципального образования город Владикавказ, приведённые в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования город Владикавказ - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калининой Л.А. |
|
Николаевой О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 22-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был