Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2016 г. N 81-КГ16-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 г. гражданское дело по иску Гришановой Е.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчёт выслуги лет для назначения пенсии
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Черновой Е.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Марьяна Г.В., Черновой Е.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Гришановой Е.В. - адвоката Ильину М.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гришанова Е.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчёт выслуги лет для назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований Гришанова Е.В. указала, что она проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г.
В соответствии с приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области от 30 июня 2003 г. N 128-лс Гришанова Е.В. была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по пункту "е" статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции). Срок её службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 1 июля 2003 г. составлял: календарный - 5 лет 10 месяцев 6 дней, льготный - 1 год 9 месяцев 8 дней, всего - 7 лет 8 месяцев 14 дней.
На основании приказа от 21 июля 2003 г. N 865 л/с с 1 июля 2003 г. она принята на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимает должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.
27 апреля 2015 г. Гришанова Е.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, периодов её работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. - экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. - экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, в чём ей было отказано.
Ссылаясь на положения пункта 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, и пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718, Гришанова Е.В. полагала отказ во включении указанных выше периодов её работы по экономическим специальностям в выслугу лет для исчисления пенсии неправомерным, нарушающим её права и законные интересы, в связи с чем просила суд признать отказ ГУ МВД России по Кемеровской области, оформленный письмом начальника УРЛС ГУВД по Кемеровской области от 18 мая 2015 г. N Г-1920-8/18-8, незаконным, включить в специальный стаж для определения выслуги лет периоды работы по экономическим специальностям, предшествующие службе в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области произвести перерасчёт выслуги лет, включив в неё следующие периоды её работы на экономических должностях: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. - экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. - экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, всего - 5 лет 2 месяца 15 дней.
Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 января 2016 г., исковые требования удовлетворены.
На ГУ МВД России по Кемеровской области возложена обязанность произвести перерасчёт выслуги лет, включив в неё следующие периоды работы Гришановой Е.В. на экономических должностях: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. (2 года 9 месяцев 29 дней) - экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. (2 года 4 месяца 16 дней) - экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, всего - 5 лет 2 месяца 15 дней.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Кемеровской области Черновой Е.Г. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 30 августа 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 21 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё Гришаевой Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г. Гришанова Е.В. проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области.
Приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области от 30 июня 2003 г. N 128-лс Гришанова Е.В. была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по пункту "е" статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции. Срок её службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 1 июля 2003 г. составил: календарный - 5 лет 10 месяцев 6 дней, льготный - 1 год 9 месяцев 8 дней, всего - 7 лет 8 месяцев 14 дней. При этом в стаж Гришановой Е.В. не были включены периоды работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции.
На основании приказа от 21 июля 2003 г. N 865 л/с с 1 июля 2003 г. Гришанова Е.В. принята на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимала должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.
27 апреля 2015 г. Гришанова Е.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет, периодов её работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. в должностях экономиста, финансиста - экономиста производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома; с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. в должности экономиста финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода.
В соответствии с ответом Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Кемеровской области от 18 мая 2015 г. N Г-1920-8/18-8 в перерасчёте выслуги лет с учётом периодов работы по экономическим специальностям Гришановой Е.В. отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, и пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", пришёл к выводу о том, что законодателем последовательно закреплено включение в выслугу лет сотрудникам налоговых органов периодов работы на иных, конкретно определённых должностях, в том числе время работы по экономическим специальностям, в связи с чем возложил на ГУ МВД России по Кемеровской области обязанность произвести Гришановой Е.В. перерасчёт выслуги лет, включив в неё периоды её работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и Порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, действовал и дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, который согласно части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учёбы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчёта два месяца учёбы за один месяц службы.
Из приведённой нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утверждённой приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. N 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Судебными инстанциями при разрешении спора положения указанной инструкции учтены не были.
Как следует из судебных актов, в обоснование вывода о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гришановой Е.В. о включении в выслугу лет для назначении пенсии периодов ее работы на должностях по экономическим специальностям в жилищно-ремонтно-эксплуатационный тресте Артемовского горисполкома и Кемеровском механическом заводе, суды ссылались на положения Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", а также на положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", которым действие постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семьи с учётом особенностей прохождения службы в этих органах.
Однако сами положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 к спорным отношениям судами применены не были.
Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.
Таким образом, из системного толкования приведённых положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.
В связи с этим вывод судебных инстанций о том, что частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусмотрен дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, а потому имеются основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Гришановой Е.В. с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. в должности экономиста, финансиста-экономиста производственно-экономического отдела, начальника планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. в должности экономиста финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает ошибочным, поскольку он основан на неправильном толковании данной нормы, носящей отсылочный характер, и сделан без учёта других нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.
Судебная коллегия также считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых даётся в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Кемерово.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2016 г. N 81-КГ16-21
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2018 г., N 4 (в извлечении)