Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить организационные и правовые основы обеспечения недопустимости действий по реабилитации и отрицанию "преступлений сталинского тоталитарного режима".
Правовая неопределенность предлагаемых законопроектом понятий "сталинский тоталитарный режим (сталинизм)", "исторические события, не получившие официального государственного осуждения", "научная деятельность, которая не преследует своей целью реабилитацию или отрицание преступлений сталинского тоталитарного режима" порождает возможность неоднозначного истолкования, что может повлечь противоречивую правоприменительную практику, ослабить гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П и от 27 мая 2003 года N 9-П).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Таким образом термин "преступления сталинского режима" является некорректным, поскольку никаких судебных решений о признании преступной деятельность ВКП(б), КПСС, ОГПУ, НКВД, МГБ, иных государственных органов бывшего Союза Советских Социалистических республик не имеется.
В абзаце втором статьи 2 проекта, раскрывающем понятие "сталинского тоталитарного режима", указано, что это "политическая система советского государства, при которой осуществлялись массовые необоснованные преследования граждан". Данное определение требует дополнительного обсуждения, поскольку термин "преследование" в уголовном законодательстве Российской Федерации употребляется только в контексте уголовного преследования. В связи с этим непонятно, о каком преследовании идет речь в законопроекте.
В части 1 статьи 3 законопроекта некорректно воспроизведена часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Как представляется, предлагаемые законопроектом ограничения не подпадают под исключения, установленные в статье 29 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 6 законопроекта наделяет субъекты Российской Федерации правом возвращения исторических наименований территориальных единиц, если действующее наименование содержит упоминание о лицах, причастных к преступлениям сталинского режима. При этом отсутствует перечень или ссылка на перечень таких лиц и критерии их причастности к указанным преступлениям.
Часть 2 статьи 7 законопроекта предусматривает ответственность за публичные высказывания, содержащие положительную оценку или оправдание необходимости политических репрессий. Однако ни в действующем законодательстве, ни в законопроекте такая ответственность не предусмотрена.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.