Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона пункт 9 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предлагается изложить в новой редакции. При этом устанавливается, что члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени. Однако данным правом согласно статье 22 Федерального закона обладают только члены участковой комиссии с правом решающего голоса.
Согласно пункту 9 статьи 66 Федерального закона голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Правом присутствия при проведении указанного голосования обладают также члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям, Законопроектом предусматривается проведение указанного голосования одним членом участковой комиссии, при этом обязательным является присутствие не менее двух из указанных лиц. Кроме того, вносится изменение, согласно которому присутствие членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей при проведении голосования вне помещения для голосования устанавливается не как право, а как обязанность. В связи с данным предложением следует учитывать, что Федеральный закон, регулируя отношения, связанные с участием наблюдателей в избирательном процессе, устанавливает их права, а также определяет, какие действия они осуществлять не вправе, но не предусматривает их обязанности. В частности, в соответствии со статьей 30 Федерального закона присутствие наблюдателей является их правом, соответственно, они не могут быть обязаны присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. Следует также иметь в виду, что наблюдатели назначаются зарегистрированными кандидатами и избирательными объединениями. Остается неясным, в каком порядке будет определяться, кто из них будет присутствовать при проведении указанного голосования.
Законопроектом предусмотрено, что в случае если члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели письменно отказались от присутствия либо они отсутствуют на избирательном участке, голосование вне помещения для голосования могут проводить два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Однако в силу конституционного требования граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы, поэтому указанные лица не могут отказаться от присутствия при голосовании вне помещения, так как согласно законопроекту они обязаны присутствовать.
Аналогичные замечания относятся и к изменениям, предлагаемым законопроектом в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В указанные федеральные законы вносится также положение, согласно которому о факте выдачи бюллетеня в паспорт избирателя проставляется отметка с указанием даты проведения выборов и номера избирательной комиссии, выдавшей избирательный бюллетень. Обращаем внимание, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Информация о получении гражданином бюллетеня по своему характеру не относится к сведениям, которые должны быть внесены в паспорт. Кроме того, во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, которым установлен запрет на внесение в паспорт сведений, отметок и записей, не предусмотренных Положением.
В статье 4 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не определено, какие органы и должностные лица должны составлять протоколы по статьям 5.1.1, 5.22, 5.22.1, 5.22.2 Кодекса.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.