Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(по вопросу права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации),
внесенный депутатом Государственной Думы Я.В. Зелинским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный депутатом Государственной Думы Я.В. Зелинским.
Законопроектом предлагается новая редакция части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в соответствии с которой право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации "предоставляется членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избравшимся от соответствующего субъекта Российской Федерации".
Данный законопроект разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года и усиления связи "федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового".
Таким образом, концепция законопроекта в целом согласуется с Посланием Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (пункт 1 статьи 6) право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. При этом у субъектов Российской Федерации есть возможность самостоятельно решать вопрос о предоставлении членам Совета Федерации права законодательной инициативы в указанном органе, прописав это в своих конституциях (уставах).
Вместе с тем ни в положениях действующего федерального законодательства, ни в рассматриваемом проекте федерального закона понятие "депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избравшиеся от соответствующего субъекта Российской Федерации" не определяется. Таким образом, данная формулировка, по мнению комитета, не отвечает критериям определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, о необходимости соблюдения которых говорится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2004 года N 4-П.
Автором законопроекта не в полной мере учтены положения Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в связи с вступлением в силу которого Государственная Дума формируется на основе смешанной избирательной системы: половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, другая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
Необходимо иметь в виду, что согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат Государственной Думы может поддерживать связь с избирателями не только в одном субъекте Российской Федерации, но и в нескольких субъектах Российской Федерации, а также только на части территории одного субъекта Российской Федерации.
Следует также обратить внимание на срок вступления проектируемых законопроектом положений в силу, поскольку в настоящее время все депутаты Государственной Думы избраны по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В этой связи, концептуально поддерживая идею наделения правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации депутатов Государственной Думы, комитет рекомендует автору законопроекта уточнить формулировку "депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избравшиеся от соответствующего субъекта Российской Федерации".
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.