Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 419654-6 "О внесении изменений в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (о введении государственного контроля в сфере официального статистического учета) внесен Государственным Советом Чувашской Республики
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 419654-6 "О внесении изменений в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (о введении государственного контроля в сфере официального статистического учета), внесенный Государственным Советом Чувашской Республики, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и дополнить Федеральный закон от 29.11.2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) статьей 8.1, устанавливающей государственный контроль в сфере официального статистического учета. Данные меры направлены на выявление недостоверной информации, предоставляемой респондентами органам статистики.
Статьей 1 законопроекта с целью повышения ответственности респондентов за ненадлежащее предоставление субъектам официального статистического учета первичных статистических данных предлагается увеличить размер административного штрафа до 5 - 7 тысяч рублей.
Отмечаем, что в 2015 году редакция статьи 13.19 КоАП РФ была переработана и принят Федеральный закон от 30.12.2015 г. N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В соответствии с частью 1 действующей редакции статьи 13.19 КоАП РФ размер штрафа за совершение указанного административного правонарушения составляет для должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а для юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей. Также в состав правонарушения введена повторность его совершения (ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ), за которое предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, административная ответственность, установленная за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных, усилена, соответственно, в этой части предлагаемые законопроектом изменения учтены.
Статьей 2 законопроекта вводится новый вид государственного контроля - государственный контроль в сфере официального статистического учета. Предусматривается, что данный вид контроля будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти в сфере официального статистического учета, его территориальными органами в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в сфере официального статистического учета. На осуществление данного вида государственного контроля предполагается распространить действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 282-ФЗ официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией. Пункт 4 ст. 2 Закона определяет субъекты официального статистического учета, как "федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности".
В этой связи, неправомерно наделять один федеральный орган исполнительной власти в сфере официального статистического учета, его территориальные органы - Росстат России, который выполняет координирующую роль в деятельности субъектов официального статистического учета, полномочием по осуществлению государственного контроля в сфере официального статистического учета.
Кроме этого, официальный статистический учет осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым федеральным планом статистических работ, который содержит данные о периодичности выполнения работ, уровне агрегирования статинформации, группировке информации согласно классификационным признакам, сроках ее предоставления и т.д. В ходе реализации такого плана, субъекты официального статистического учета обрабатывают десятки миллионов поступающих отчетов от респондентов.
Поэтому, поскольку государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ предусматривает проведение как плановых, так и внеплановых проверок, то крайне сложно будет определить общее количество проверок респондентов и рассчитать необходимый для реализации данного полномочия объем материальных, трудовых, временных и финансовых затрат уполномоченного федерального органа, которые потребуются из федерального бюджета. Между тем, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется, также в материалах отсутствует обоснование и причины внесения рассматриваемого законопроекта.
Обращаем также внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федеральным законом N 294-ФЗ в качестве оснований проведения внеплановых проверок определены случаи поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о фактах нарушения прав потребителей.
Принимая во внимание указанные выше основания проведения внеплановых проверок, затруднительным представляется определение основания и (или) предмета внеплановой проверки в сфере официального статистического учета. Сложно предположить, что на деятельность респондента по предоставлению первичных статистических данных, которая не имеет внешнего проявления, может поступить жалоба, инициирующая проведение проверки по причине причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д.
На основании ст. 7 Федерального закона N 282-ФЗ применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных, оценки точности официальной статистической информации и др. Соответственно, механизм контроля в сфере официального статистического учета заложен в обязательности использования статистической методологии при получении официальной статинформации.
Помимо этого, ст. 8 Федерального закона N 282-ФЗ устанавливает обязанность респондентов безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления таких данных определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" установлено, что непредоставление или несвоевременное предоставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, введение государственного контроля в сфере официального статистического учета, при отсутствии расчетов эффективности предлагаемых мер и дополнительного обоснования, является избыточной мерой, а реализация предложений приведет к дополнительным расходам из федерального бюджета и повышению административной нагрузки на респондентов.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 419654-6 "О внесении изменений в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (о введении государственного контроля в сфере официального статистического учета) и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.