Правила вида спорта "Сквош"
(утв. приказом Министерства спорта РФ от 14 июля 2016 г. N 822)
О Правилах вида спорта см. справку
Общие положения
Настоящие правила вида спорта "сквош" (далее - Правила) разработаны с учетом основных требований Правил и технических регламентов Международной федерации сквоша (WSF), являются обязательными для организаций, проводящих соревнования по сквошу на всей территории Российской Федерации.
Официальные лица (руководители команд, тренеры, спортсмены и судьи и т.д.), принимающие участие в спортивных соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться действующим законодательством о физической культуре и спорте Российской Федерации, настоящими Правилами, а также Положениями и Регламентами о проведении спортивных соревнований, утвержденными общероссийской спортивной федерацией, аккредитованной по виду спорта "сквош".
Спортивные ситуации, не нашедшие отражения в настоящей редакции Правил, трактуются, исходя из Правил WSF.
1. Участники соревнований
1.1. Возраст участников
1.1.1. Соревнования проводят по следующим возрастным группам:
- мальчики и девочки до 13 лет (группа по Правилам WSF - B13 и G13);
- юниоры и юниорки до 15 лет (в WSF - B15 и G15);
- юноши и девушки до 17 лет (в WSF - B17 и G17);
- юноши и девушки до 19 лет (в WSF - B19 и G19);
- мужчины и женщины - старше 19 лет.
1.1.2. Спортсмен должен достичь установленного возраста до дня окончания официального первенства или чемпионата мира
1.2. Участники и допуск к соревнованиям
1.2.1. К участию в соревнованиях допускаются спортсмены, включенные в именную заявку, спортивная квалификация которых соответствует уровню соревнований, и получившие разрешение врача.
1.2.2. Спортсмены младшей возрастной категории допускаются к соревнованиям ближайшей старшей возрастной категории в соответствии с допуском, установленным в Положении о соревнованиях.
1.2.3. Соревнования с участием спортсменов младшей возрастной категории, допущенных к соревнованиям старшей возрастной категории, проводятся согласно программе, установленной Положением о соревнованиях (количество матчей в день, геймов в матче и т.д.).
1.3. Права и обязанности участника
1.3.1. Участник соревнований имеет право:
1.3.1.1. Перед началом встречи проводить разминку непосредственно на корте продолжительностью до 5 минут;
1.3.1.2. Получать советы в перерывах между геймами или во время других разрешенных остановок игры;
1.3.1.3. Обратиться к судье до начала следующего розыгрыша за разъяснениями или с просьбой;
1.3.1.4. Обратиться к главному судье, если участник не удовлетворён разъяснением судьи на корте;
1.3.1.5. На кратковременный перерыв с разрешения ведущего судьи или судьи на корте для приведения в порядок своей игровой формы;
1.3.1.6. Сделать несколько тренировочных ударов после замены повреждённых в ходе встречи мяча или ракетки.
1.3.2. Участник соревнований обязан:
1.3.2.1. Соблюдать нормы спортивной этики, быть вежливым по отношению к соперникам, судьям и зрителям;
1.3.2.2. Знать и соблюдать Правила, Положение о соревнованиях;
1.3.2.3. Быть готовым к встрече заранее, до начала игр по программе (в случае неявки участника к началу встречи ему засчитывают поражение);
1.3.2.4. Провести все предусмотренные расписанием встречи (участник, отказавшийся от продолжения соревнований без уважительной причины, может быть дисквалифицирован главным судьёй);
1.3.2.5. Выступать в опрятной, чистой и хорошо пригнанной спортивной одежде;
1.3.2.6. Вести игру в полную силу, не допуская умышленного проигрыша отдельных очков, геймов или матчей (за нежелание вести борьбу участник может быть дисквалифицирован главным судьей на один матч или на все матчи в рамках данных соревнований);
1.3.2.7. Получить разрешение судьи при необходимости покинуть корт;
1.3.2.8. Перед тем как апеллировать к судье по поводу той или иной игровой ситуации, игроку необходимо обратиться к судье по форме: "Прошу переигровку" или "Возражение" в зависимости от обстоятельств. Иные формы возражения, как то указание пальцем или ракеткой, другие жесты, поднятые брови, сморщенный лоб или иные действия глазами не являются средствами выражения несогласия.
1.3.3. Участнику запрещено:
1.3.3.1. Вступать в пререкания с судьями и соперниками;
1.3.3.2. Затягивать преднамеренно игру;
1.3.3.3. Оказывать (любым способом) влияние на принятие судьёй решения по результату розыгрыша;
1.3.3.4. Повреждать или преднамеренно наносить удары (чем угодно) по любому спортивному или личному имуществу;
1.3.3.5. Действовать неуважительно (выражениями или жестами, громкими возгласами или комментариями к игре, бросанием ракетки и т.п.) по отношению к зрителям, соперникам или официальным лицам;
1.3.3.6. Оставлять на корте любой объект, одежду или оборудование;
1.3.3.7. Покидать корт в ходе игры без согласия судьи, и если самовольное покидание корта произошло, судья может воспользоваться Правилом 15 (Поведение);
1.3.3.8. Обращаться с просьбой о замене судьи-маркёра или судьи на корте;
1.3.3.9. Умышленно отвлекать соперника от игры. Если такое поведение имеет место, судья должен применить Правило 15 (Поведение).
2. Правила игры
Для проведения соревнований по сквошу могут применяться следующие системы:
- Олимпийская;
- Круговая;
- Смешанная (комбинированная).
При олимпийской системе участник или команда (в дальнейшем в тексте слова "игрок" или "участник" будет предполагать и "команда") выбывает из соревнования после первого поражения.
Круговая система предполагает участие игроков в соревновании до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество очков.
Смешанная система основана на принципе сочетания круговой системы и олимпийской системы. Как правило, на предварительном (начальном) этапе соревнований применяется круговая система, а на заключительном олимпийская. На предварительном этапе розыгрыша участники разбиваются на подгруппы по квалификационному или территориальному признаку (как правило, при командных соревнованиях). Сильнейшие в подгруппах выходят в заключительный этап, где применяется олимпийская система.
Систему проведения соревнований определяет положение о проводимых соревнованиях.
Игра в сквош происходит в замкнутом пространстве, часто с большой скоростью. Два главных принципа для правильной игры:
Безопасность: На первом месте игроки должны ставить безопасность и не предпринимать никаких действий, которые могли бы подвергнуть опасности соперника.
Честная игра: Игроки должны уважать права соперника и играть честно.
2.1. Игра
2.1.1. Игра в сквош происходит на корте между двумя игроками, каждый из которых использует ракетку для ударов по мячу. Корт, ракетки и мяч должны соответствовать требованиям WSF (Приложение 7, 8 и 9).
2.1.2. Каждый розыгрыш начинается с правильной подачи, затем игроки по очереди отбивают мяч, пока тот не окажется вне игры (Правило 2.6. Игра).
2.1.3. Розыгрыш должен продолжаться настолько долго, насколько это возможно.
2.2. Счёт
2.2.1. Победитель розыгрыша получает 1 очко и подаёт в следующем розыгрыше.
2.2.2. Каждый гейм продолжается до 11 очков, за исключением, когда счёт в игре 10-10. В этом случае гейм продолжается пока разница в счёте не станет в 2 очка.
2.2.3. Матч состоит максимум из 5 игр (геймов) - до трех побед, или может состоять из 3 игр (до двух побед).
2.3. Официальные лица
2.3.1. Представитель (тренер) и капитан команды
2.3.1.1. Каждая организация, участвующая в соревнованиях, должна иметь представителя (тренера), который является руководителем команды, несёт ответственность за дисциплину участников и их явку на соревнования, обеспечивает своевременную подачу документов, необходимых для допуска.
2.3.1.2. Представитель, тренер, капитан участвующей в соревнованиях команды, а также советчик игрока в личных соревнованиях не может входить в состав судейской коллегии данных соревнований. Состав судейской коллегии указан в пункте 3 настоящих Правил.
2.3.1.3. Функции представителя (тренера) команды может выполнять капитан команды, выбранный из числа участников команды.
2.3.1.4. Для использования своих прав, включая подачу протестов, представитель (тренер) или капитан команды должен присутствовать в игровом зале в течение всего командного матча.
2.3.2. Права и обязанности представителя (тренера) и капитана команды
2.3.2.1. Представитель (тренер) и капитан команды имеют право:
2.3.2.1.1. Получать в секретариате предназначенную для команды документацию;
2.3.2.1.2. Давать советы участникам командных соревнований, находясь в отведённом советчику месте, в перерыве между партиями;
2.3.2.1.3. Подать протест в командных соревнованиях:
- главному судье на решение ведущего судьи или судьи на корте по вопросу толкования ими Правил;
- в оргкомитет соревнований на решение главного судьи по вопросу проведения соревнования, не предусмотренному действующими Правилами и Предписаниями.
2.3.2.2. Представитель (тренер) и капитан команды обязаны:
2.3.2.2.1. Соблюдать нормы спортивной этики, быть вежливым по отношению к спортсменам, судьям и зрителям;
2.3.2.2.2. Знать Правила, Предписания, а также Положение о соревнованиях и порядок их проведения.
2.3.2.2.3. Присутствовать на жеребьёвках;
2.3.2.2.4. Присутствовать на совещаниях главной судейской коллегии, если они проводятся совместно с представителями (капитанами) команд.
2.3.2.3. Представителю (тренеру) и капитану команды запрещено:
2.3.2.3.1. Вмешиваться в распоряжения судей и других официальных лиц соревнований;
2.3.2.3.2. Давать советы участникам во время игры и в перерывах между розыгрышами.
2.4. Разминка
2.4.1. В начале матча игроки вместе заходят на корт, чтобы в течение максимум 5 минут "разогреть" мяч. После 2 минут 30 секунд игроки должны поменяться сторонами, если они не сделали этого уже раньше.
2.4.2. Игроки должны иметь равные возможности удара по мячу. Игрок, разминающийся с мячом слишком долго один, использует время разминки нечестно, в таком случае должно быть применено Правило 15 (Поведение).
2.5. Подача
2.5.1. Право подачи определяется путём вращения рукоятки ракетки одного из игроков.
2.5.2. В начале каждого гейма и при смене права подачи подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи для начала розыгрыша. В случае если игрок сохранил за собой право подачи, подача осуществляется из противоположного квадрата.
2.5.3. Если было принято решение о переигровке, то игрок должен заново подавать из того же квадрата.
2.5.4. Если подающий игрок движется к неправильному квадрату, или не уверен из какого квадрата необходимо подавать, судья-маркёр должен указать ему правильный квадрат.
2.5.5. В случае спора по поводу квадрата, судья на корте должен разрешить спор.
2.5.6. После того как судья-маркёр объявил счёт, игроки должны возобновить игру без особых задержек. Однако подающий не должен подавать, если принимающий не готов.
2.5.7. Подача считается правильной если:
2.5.7.1. Подающему игроку после подброса мяча с руки или ракетки для подачи удается произвести правильный удар с первой или последующих попыток, прежде чем мяч коснется чего-либо;
2.5.7.2. Во время подачи ступня одной ноги подающего касается поля подачи и никакая часть этой ступни не должна касаться границ поля подачи;
2.5.7.3. Подающий совершил удар по направлению в переднюю стену выше линии подачи и ниже верхней линии аута;
2.5.7.4. За исключением игры слета, мяч при первом касании пола упал в смежную квадрату подачи четверть корта, не коснувшись какой-либо линии;
2.5.7.5. мяч не вылетел в аут;
2.5.8. Подача не соответствующая требованиям Правила 2.5.7 является ошибочной и принимающий подачу выигрывает розыгрыш.
Внимание: подача попавшая (касание) в линию подачи, поперечную, среднюю или любую верхнюю линию корта, считается неправильной.
2.5.9. Если у подающего выпал мяч или он подбросил и не попытался ударить по нему, это не считается подачей и подающий может ее повторить.
2.5.10. Разрешается переигровка, если принимающий игрок не был готов к приему и не предпринял никакой попытки приема. Однако если подача была неправильной ("ошибка"), подающий проигрывает розыгрыш.
2.5.11. Если подающий игрок, выполнил подачу из неверного поля подачи и выиграл розыгрыш, результат сохраняется, и он подает из другого квадрата.
2.5.12. Не разрешается подавать до объявления судьей-маркёром счёта, счёт следует объявлять без промедления. Если подача была произведена, судья обязан остановить игру и попросить игрока не подавать до объявления счёта.
2.6. Игра
2.6.1. Если подача была правильной, игроки поочередно отбивают мяч до совершения каким-либо из игроков ошибки, запроса "Прошу переигровку" либо апелляции игрока, команды судьи на площадке или судьи-маркёра, или если мяч попал в противника, его одежду или ракетку.
2.6.2. Ответный удар считается правильным, если мяч:
2.6.2.1. Был ударен прежде, чем дважды коснулся пола;
2.6.2.2. Не задев игроков, их одежду или ракетку, мяч коснулся напрямую либо после соударения с боковой и (или) задней стеной, передней стены выше звуковой панели и ниже линии аута, предварительно не коснувшись пола;
2.6.2.3. Отскочив от передней стены, не задел звуковую панель;
2.6.2.4. Не выбыл из игры по причине аута.
2.7. Перерывы
2.7.1. После разминки и между геймами полагается максимально 90-секундный перерыв.
2.7.2. Игроки должны быть готовы возобновить игру сразу после окончания перерыва, по взаимному согласию игроков - игра может начаться и раньше.
2.7.3. Разрешается максимум 90 секунд для замены поврежденного инвентаря, в том числе защитных очков или смещенных контактных линз. Игрок должен произвести замену как можно скорее, в ином случае должно быть применено Правило 2.15 (Поведение).
2.7.4. Перерывы в случае травмы или кровотечения описаны в Правиле 2.14 (Травмы).
2.7.5. Каждому игроку разрешается использовать время любых перерывов в матче для ударов по мячу.
2.8. Создание помехи
2.8.1. После завершения своего удара по мячу (полного правильного замаха), игрок должен приложить все усилия, чтобы в момент удара мяча в переднюю стенку, у соперника были:
2.8.1.1. Достаточная видимость мяча и его отскока от передней стены;
2.8.1.2. Беспрепятственный доступ к мячу;
2.8.1.3. Место для совершения достаточного замаха и удара по мячу;
2.8.1.4. Возможность сыграть мяч в любую часть передней стены корта.
Помеха имеет место, если соперник не выполнил всех перечисленных условий.
2.8.2. Игрок, которому создана помеха, может продолжить розыгрыш либо остановить игру и обратиться к судье, предпочтительно словами - "Прошу переигровку". Игрок не должен медлить с заявлением.
Внимание: Перед тем как принять любую форму заявления, судья должен удостовериться, что игрок на самом деле просит переигровку. Просьба о переигровке включает также просьбу об ошибке. Только тот игрок может апеллировать, который должен был отбить мяч. Хотя, если небьющий игрок апеллирует по причине отсутствия доступа к мячу, прежде чем мяч коснется передней стены, его заявление тоже может быть рассмотрено.
2.8.3. Если судья на корте не уверен в причине апелляции, он должен попросить у игрока объяснить ее.
2.8.4. Судья на корте может при необходимости (особенно по причинам безопасности) без запроса игроков остановить игру и назначить переигровку или присудить игроку очко.
2.8.5. Если игрок ударяет мяч и затем соперник просит переигровку, а после мяч попадает в звуковую панель либо выше линии аута, тогда соперник выигрывает розыгрыш.
2.8.6. Общие правила
Перечисленные правила касаются всех видов помех:
2.8.6.1. Судья не должен назначать переигровку, если помеха отсутствовала, и не было обоснованной опасности нанесения травмы игроку;
2.8.6.2. Если была помеха, но у бьющего игрока не было возможности совершить правильный удар - переигровка не назначается;
2.8.6.3. Если игрок обошел помеху и сыграл мяч, продолжив розыгрыш, а потом запросил переигровку - переигровка не допускается;
2.8.6.4. Если была помеха, но она не помешала бьющему игроку увидеть, достать и сыграть правильно мяч, тогда это минимальная помеха и переигровка не назначается;
2.8.6.5. Если игрок имел возможность нанести правильный удар, а его соперник не предпринял всех усилий для избежания помехи, очко присуждается бьющему игроку;
2.8.6.6. Была создана помеха игроком, и он предпринял все усилия для ее устранения, а соперник находился в положении, которое позволяло ему совершить правильный удар, тогда разрешается переигровка;
2.8.6.7. Была создана помеха игроком, и он предпринял все усилия для ее избежания, но соперник смог нанести выигрышный удар, тогда очко присуждается сопернику. В дополнении к Правилу 2.8.6 следующие приложения применяются к конкретным ситуациям.
2.8.7. Достаточная Видимость
Достаточная видимость означает достаточное время, чтобы увидеть мяч и подготовиться для удара по нему во время полета мяча от передней стены.
2.8.7.1. Если игрок апеллирует из-за недостаточной видимости мяча после его отскока от передней стены, тогда должно применяться правило 2.8.6.
2.8.8. Прямой доступ
Если бьющий просит переигровку из-за недостаточного доступа к мячу, в таком случае:
2.8.8.1. Если была создана помеха, но бьющий игрок не приложил всех усилий, чтобы дойти и ударить мяч, тогда переигровка не назначается;
Внимание: Любая попытка дойти до мяча и ударить его, не должна включать прямого физического контакта с соперником. Если произошел физический контакт, которого можно было избежать, тогда должно быть применено Правило 2.15 (Поведение).
2.8.8.2. Если бьющий имел прямой доступ к мячу, но вместо этого, выбрал непрямой путь к мячу и апеллирует, в такой ситуации переигровка не назначается, разве что возможно применить одно из положений Правила 2.8.8.3;
2.8.8.3.
- Если бьющий игрок пошел в неправильную сторону, но показал, что мог вернуться и нанести правильный удар, а затем была создана помеха, в такой ситуации назначается переигровка;
- Если бьющий игрок мог бы нанести выигрышный удар, тогда очко присуждается бьющему.
2.8.9. Замах ракеткой
Правильный замах состоит из приемлемого (правильного и достаточного) отвода ракетки, удара по мячу и дальнейшего пути ракетки до окончания замаха. Отвод ракетки и дальнейший замах считаются приемлемыми, если они не больше (шире), чем нужно для удара. Если бьющий апеллирует по причине помехи во время замаха, тогда:
2.8.9.1. Если замах был изменен из-за легкого касания ракеткой соперника, который приложил все усилия, чтобы избежать помехи, тогда назначается переигровка. Исключение: бьющий мог нанести выигрышный удар, тогда очко для бьющего;
2.8.9.2. Если контакт с соперником помешал сделать замах (игрок был заблокирован), тогда очко для бьющего, если даже соперник приложил все усилия, чтобы избежать помехи.
2.8.10. Чрезмерный замах
2.8.10.1. Не должна назначаться переигровка, если игрок создал себе помеху, совершив чрезмерный замах.
2.8.10.2. Если была помеха, а бьющий с помощью чрезмерного замаха, пытался получить очко, тогда назначается переигровка.
2.8.10.3. Если чрезмерный замах бьющего игрока создал помеху сопернику, который пытался дойти/сыграть следующий мяч, тогда соперник может просить переигровку.
2.8.11. Возможность направить мяч в любую часть передней стены.
Если игрок воздерживается от удара по мячу из-за помехи на передней стене, и просит переигровку, тогда:
2.8.11.1. Если была помеха и летящий к передней стенке мяч попал бы в соперника, тогда очко для бьющего. Исключение: такой удар был бы нанесен после разворота или со второй попытки, тогда назначается переигровка;
2.8.11.2. Если мяч бы ударил сначала соперника, а потом в боковую стену, перед тем как коснутся передней стены, тогда назначается переигровка. Исключение: такой удар был бы выигрышным, тогда очко для бьющего;
2.8.11.3. Если мяч попал бы сначала в боковую стену, а потом в соперника, тогда назначается переигровка. Исключение: такой удар был бы выигрышным, тогда очко для бьющего.
2.8.12. Повторные попытки удара по мячу
Если игрок апеллирует, что во время повторной попытки удара по мячу, ему была создана помеха, и удар мог быть нанесен правильно, тогда:
2.8.12.1. Если небьющий игрок не имел времени, чтобы избежать помехи, тогда назначается переигровка.
2.8.13. Разворот
Разворот - это действие игрока, который ударяет мяч или находится в позиции для удара по правой стороне тела, после того как мяч пролетел сзади за игроком по левой стороне (или наоборот), независимо был ли физический разворот игрока или нет.
Если бьющему помешали во время разворота, а он мог нанести правильный удар, тогда:
2.8.13.1. Если замах был заблокирован, то очко для бьющего, несмотря на то, что соперник предпринял все усилия для ее устранения;
2.8.13.2. Если у соперника не было времени, чтобы избежать помехи, тогда назначается переигровка;
2.8.13.3. Если бьющий игрок мог нанести удар, но специально совершил разворот, чтобы создать возможность для апелляции, тогда переигровка не назначается;
2.8.13.4. Когда игрок совершил разворот, судья всегда должен рассмотреть, было ли действие опасным и судить соответственно.
2.9. Мяч попал в соперника
2.9.1. Если мяч, летящий по направлению к передней стене, попал в соперника, его ракетку или одежду, игра должна быть остановлена, и тогда:
2.9.1.1. Присуждается очко игроку, в которого попал мяч, если удар был выполнен неправильно;
2.9.1.2. Присуждается очко игроку, выполнившему правильный удар, с первой попытки, не совершившему разворота и когда траектория мяча была к передней стенке;
2.9.1.3. Назначить переигровку, если до попадания в переднюю стену мяч коснулся или коснулся бы другой стены и бьющий не совершил разворота, но если удар был бы выигрышным, тогда очко для бьющего;
2.9.1.4. Если бьющий не совершил разворота, но была очередная попытка, тогда назначается переигровка;
2.9.1.5. Если бьющий совершил разворот, тогда очко для соперника, за исключением, когда соперник умышленно "подставился" под летящий мяч, тогда очко для бьющего игрока.
2.9.2. Если мяч после отскока от передней стены попал в игрока после первого отскока от пола, то игра должна быть остановлена тогда:
2.9.2.1. Если мяч попадает в соперника или его ракетку после отскока от передней стены, перед тем как бьющий игрок попытался ударить мяч и никаких помех не возникло, тогда бьющий игрок выигрывает розыгрыш, за исключением, если позиция бьющего игрока помешала сопернику избежать попадания мячом, в такой ситуации разрешается переигровка;
2.9.2.2. Если мяч попал в соперника или его ракетку после того, как бьющий игрок сделал одну или несколько попыток ударить мяч, тогда разрешается переигровка, только если бьющий игрок смог бы правильно сыграть. В ином случае соперник выигрывает розыгрыш;
2.9.2.3. Если не было помехи, но мяч попал в бьющего игрока, тогда соперник выигрывает розыгрыш. Если была создана помеха, тогда применяется Правило 2.8 (Помеха).
2.9.3. Если бьющий попал мячом в соперника, судья всегда должен рассмотреть, было ли действие опасным и судить соответственно.
2.10. Апелляции
2.10.1. Во время розыгрыша, каждый игрок может остановить игру и обратиться к судье на корте с просьбой пересмотреть вынесенное судьей-маркёром решение или его отсутствие, обращаясь: "возражение".
2.10.2. Игрок, проигравший розыгрыш, может обратиться к судье на корте с просьбой пересмотреть любое вынесенное судьей-маркёром решение (или его отсутствие), в розыгрыше, обращаясь: "возражение".
2.10.3. Если судья на корте не понимает, какой именно удар в розыгрыше оспаривается, может попросить игрока объяснить. Если оспаривается более одного решения, судья на корте обязан рассмотреть каждую ситуацию отдельно.
2.10.4. После ввода мяча в игру ни один из игроков не может оспорить решения по предыдущим розыгрышам, за исключением порванного мяча.
2.10.5. В конце гейма любая апелляция, касающаяся последнего розыгрыша, должна быть заявлена сразу.
2.10.6. На возражение по вынесенному судьей-маркёром решению или его отсутствию, судья на корте должен:
2.10.6.1. Если вынесенное судьей-маркёром решение или его отсутствие было правильным, тогда результат розыгрыша остается прежним;
2.10.6.2. Если заявление судьи-маркёра было ошибочным, тогда назначается переигровка, за исключением, если игрок мог сыграть выигрышный мяч, в таком случае розыгрыш выигрывает бьющий игрок;
2.10.6.3. Если подача или прием подачи были неправильными, а судья-маркёр не заявил об этом, присудить победу в розыгрыше второму игроку;
2.10.6.4. Если судья на корте не уверен, была ли подача правильной - назначить переигровку;
2.10.6.5. Если судья на корте не уверен, был ли прием правильным - назначить переигровку, за исключением, если заявление судьи-маркёра остановило выигрышный удар второго игрока, в таком случае розыгрыш присудить второму игроку.
2.10.7. В любой ситуации решение судьи на корте окончательное.
2.11. Мяч
2.11.1. Если мяч порвался во время розыгрыша, тогда назначается переигровка данного розыгрыша.
2.11.2. Если игрок остановил розыгрыш и апеллирует, что мяч порван, но оказалась, что он в порядке, тогда этот игрок проигрывает розыгрыш.
2.11.3. Если до выполнения приема подачи, принимающий игрок обнаружит, что мяч порван, и судья на корте не может определить, когда мяч порвался, тогда он должен назначить переигровку последнего розыгрыша перед подачей.
2.11.4. Игрок, который хочет апеллировать в конце игры, что мяч порван, должен сделать это немедленно, до того как покинуть корт.
2.11.5. Мяч должен быть заменен по согласию обоих игроков или когда судья на корте согласен с запросом одного из игроков.
2.11.6. Если в течение игры мяч был заменен на новый или в игре был допущен перерыв, игрокам разрешается разогреть мяч. Игра возобновляется по соглашению двух игроков или по решению судьи на корте.
2.11.7. Мяч должен находиться в пределах корта в течение всего матча, до тех пор, пока судья на площадке не разрешит забрать его.
2.11.8. Если мяч застрял в какой-либо части корта, тогда назначается переигровка.
2.11.9. Может быть назначена переигровка, если мяч дотронулся постороннего предмета на корте.
2.11.10. Не назначается переигровка из-за какого-либо необычного отскока мяча.
2.12. Отвлечение внимания
2.12.1. Если была создана помеха (отвлечение внимания), каждый игрок может просить переигровку, но должен это делать сразу.
2.12.2. Если отвлек внимание одни из игроков, тогда:
2.12.2.1. Назначается переигровка, если отвлечение внимания было случайным, за исключением, если игрок мог нанести выигрышный удар, тогда очко для бьющего;
2.12.2.2. Если умышленное отвлечение, тогда должно применяться Правило 2.15 (Поведение).
2.12.3. Если отвлечение внимания было вызвано не игроком, тогда назначается переигровка. За исключением, если игрок мог нанести выигрышный удар, тогда розыгрыш выигрывает бьющий игрок.
2.12.4 Бурная реакция зрителей на некоторые моменты игры может возникнуть прямо во время розыгрыша. Чтобы дать зрителям возможность переживать за игру, Правило 2.12.3 может не применяться. При появлении внезапного шума толпы, игроки должны продолжать игру, а судьям на корте допустимо не просить зрителей быть тише. Но если игрок остановил игру из-за шума или одного звука за пределами корта, тогда может быть назначена переигровка по причине отвлечения внимания.
2.13. Упавший предмет
2.13.1. Игрок, у которого упала ракетка, может поднять ее и продолжать игру. Исключение: мяч коснулся ракетки, отвлечение внимания или судья на корте применил правило - поведение игрока на корте.
2.13.2. Если бьющий игрок роняет ракетку из-за помехи, он может просить переигровку.
2.13.3. Если соперник роняет ракетку из-за контакта, произошедшего во время, когда бьющий пытался дойти до мяча, тогда он может просить переигровку, применяется Правило 2.12 (Отвлечение Внимания).
2.13.4. Если какой-либо предмет, кроме ракетки игрока, упал на пол во время розыгрыша, тогда:
2.13.4.1. Если предмет выпал у игрока без какого-либо контакта с соперником, соперник выигрывает розыгрыш;
2.13.4.2. Если предмет упал у игрока по причине контакта с соперником, тогда назначается переигровка, за исключением, если бьющий мог нанести выигрышный удар, либо если игроком была заявлена просьба по причине помехи, тогда применяется Правило 8 (Помеха);
2.13.4.3. Если источником постороннего предмета не являются игроки, тогда назначается переигровка. Исключение: выигрышный удар бьющего игрока был прерван, в таком случае розыгрыш выигрывает бьющий игрок;
2.13.4.4. Если упавший предмет остается незамеченным до завершения розыгрыша, победитель розыгрыша определяется естественным образом.
2.14. Кровотечения, заболевания и травмы
2.14.1. Заболевание
2.14.1.1. Игрок, который чувствует себя плохо или не в состоянии продолжать игру по причине болезни (за исключением кровотечения или травмы) должен продолжить игру немедленно или отдать текущий гейм и получить 90 секунд перерыва. Болезнь подразумевает: спазмы разного рода, уже имеющаяся или возникающая тошнота, затрудненное дыхание, включая астму. Таким образом, может быть отдан только один гейм, после чего игрок должен возобновить игру или отдать матч.
2.14.1.2. Если игрока стошнило на корт или какое-то другое его действие привело корт в состояние, непригодное для продолжения игры, то соперник выигрывает матч.
2.14.2. Травма
Судья на корте:
2.14.2.1 Если не уверен, что была нанесена травма, должен предложить игроку продолжать игру или отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего должен возобновить игру или отдать матч. Таким образом, игрок может отдать только один гейм;
2.14.2.2. Если уверен, что была нанесена травма, должен определить ее категорию и сказать обоим игрокам время, которое разрешено для оправки от травмы. Время дается только если травма действительно имела место;
2.14.2.3. Если уверен, что травма повторилась в текущем матче, должен предложить игроку продолжать игру или отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего игрок должен возобновить игру или отдать матч. Таким образом, игрок может отдать только один гейм.
Внимание: игрок, который отдал гейм, сохраняет все свои ранее добытые очки.
2.14.3. Категории травм:
2.14.3.1. Самоповреждение: травма была нанесена самим игроком.
Включает в себя мышечный разрыв, растяжение связок или ушиб, в результате столкновения со стеной или падения.
Игроку разрешено сделать 3-минутный перерыв, если после него игрок не готов возобновить игру, он может отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего должен возобновить игру или отдать матч. Таким образом, игрок может отдать только один гейм.
2.14.3.2. Если полученная травма это результат случайного действия обеих игроков, травмированный игрок получает 15-минутный перерыв. Перерыв может быть продлен еще на 15 минут по решению судьи на корте. Если игрок не может продолжить игру, матч выигрывает соперник. Счёт в том розыгрыше, где игрок был травмирован, остается.
2.14.3.3. Травма была нанесена исключительно действиями соперника:
2.14.3.3.1. Если травма была нанесена соперником случайно, тогда должно применяться Правило 2.15 (Поведение). Травмированному игроку разрешается 15-минутный перерыв. Если по истечении времени игрок не может возобновить игру, тогда травмированный игрок выигрывает матч;
2.14.3.3.2. Если травма вызвана исключительно по вине соперника, его опасной игры или других умышленных действий - и травмированному игроку нужно время на то, чтобы оправиться после травмы, тогда он выигрывает матч. Если травмированный игрок может продолжать игру без перерыва, тогда Правило 2.15 (Поведение) должно быть применено.
2.14.4. Кровотечение.
2.14.4.1. Судья на корте должен немедленно остановить игру при первых признаках кровотечения. Дается разумное время для остановки кровотечения. Игра может возобновиться только после остановки кровотечения и когда рана будет прикрыта насколько это возможно.
2.14.4.2. Если кровотечение было случайно вызвано соперником, тогда применяется Правило 2.15 (Поведение).
2.14.4.3. Если кровотечение это результат опасной игры или умышленных действий соперника, тогда травмированный игрок выигрывает матч.
2.14.4.4. Игрок, который не может остановить кровотечение в течение разрешенного времени, может отдать гейм и воспользоваться 90-секундным перерывом, после чего должен возобновить игру или отдать матч.
2.14.4.5. Если в ходе игры кровотечение возобновляется и игрок уже использовал время. В этом случае игрок может признать свое поражение в текущем гейме и использовать 90-секундный перерыв. Если по истечении 90 секунд игроку не удается остановить кровотечение, он должен признать свое поражение в матче.
2.14.4.6. Корт должен быть убран, а окровавленная одежда заменена.
2.14.5. Травмированный игрок должен возобновить игру по истечении полученного времени на восстановление. Игроки должны иметь время для возобновления игры.
2.14.6. Всегда решает травмированный игрок, возобновить ему игру или нет.
2.15. Поведение
2.15.1. Игроки должны соблюдать все правила турнира, в дополнение к этим Правилам.
2.15.2. Игроки не могут размещать какой-либо предмет в пределах корта.
2.15.3. Игроки не могут покидать корт во время игры, без разрешения судьи на площадке.
2.15.4. Игроки не могут просить замены судьи на корте или судьи-маркёра.
2.15.5. Поведение игроков не должно быть агрессивным, оскорбительным, опасным или другим недопустимым в спорте.
2.15.6. Игрок обязан поблагодарить рукопожатием по окончании встречи соперника и судей, проводивших матч.
2.15.7. Если поведение игрока неприемлемое, тогда судья на корте должен наказать его, если необходимо остановив игру. Неприемлемое поведение включает в себя (избранные примеры):
2.15.7.1. Словесные и визуальные оскорбления;
2.15.7.2. Вербальные, физические и прочие унижения;
2.15.7.3. Чрезмерный или умышленный физический контакт (в том числе отталкивание противника);
2.15.7.4. Опасная игра, включая чрезмерный замах ракеткой;
2.15.7.5. Пререкания с судьей на корте или судьей-маркёром;
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
2.15.6.6. Нанесение повреждения снаряжению или корту;
2.15.7.7. Нечестное использование времени для разминки;
2.15.7.8. Затягивание игры, включая несвоевременное возвращение на корт;
2.15.7.9. Целенаправленное отвлечение внимания;
2.15.7.10. Получение советов/подсказок во время игры.
2.15.8. Если судья на корте посчитает поведение игрока неприемлемым, тогда он может вынести Предупреждение, Штрафное очко, присужденное сопернику, Штрафной гейм или Штрафной матч в зависимости от нарушения.
2.15.9. Судья на корте может объявить больше чем одно предупреждение, ошибку или гейм для каждого игрока, чьё поведение нарушает правила, но каждое такое наказание, за такое же нарушение как раньше, не может быть менее суровое чем предыдущее.
2.15.10. Предупреждение или наказание, судья на корте может вынести в любое время, в том числе во время разминки и после окончания матча.
2.15.11. Если судья на корте:
2.15.11.1. Останавливает игру, чтобы объявить о Предупреждении, тогда он может объявить и о переигровке;
2.15.11.2. Останавливает игру, чтобы присудить очко сопернику, тогда очко становится результатом розыгрыша;
2.15.11.3. Наказывает игрока очком после завершения розыгрыша, результат розыгрыша остается прежним, а ошибка становится дополнительным очком и не влияет на смену поля подачи;
2.15.11.4. Присуждает игроку гейм в ходе розыгрыша или, если в данный момент не разыгрывается никакой гейм, тогда следующий гейм. Во втором случае 90-секундный перерыв для игроков между геймами не разрешается;
2.15.11.5. Присуждает гейм или матч, то нарушивший правила игрок сохраняет все очки или ранее выигранные игры.
2.15.12. Если судья на корте объявил какое-либо наказание, оно должно быть правильно задокументировано (правильно внесено в протокол матча).
3. Судейская коллегия и проведение соревнований
Главный судья, заместитель главного судьи и главный секретарь формируют главную судейскую коллегии (далее - ГСК).
3.1. Главный Судья
3.1.1. Для любых соревнований должен быть назначен Главный судья, имя и местонахождение которого должны быть известны всем участникам соревнований.
3.1.2. Главный Судья отвечает за:
3.1.2.1. Проведение жеребьёвки;
3.1.2.2. Составление расписания матчей по времени и кортам;
3.1.2.3. Назначение официальных лиц соревнований;
3.1.2.4. Проведение перед соревнованиями совещания с официальными лицами соревнований;
3.1.2.5. Проверку права игроков на участие в данных соревнованиях;
3.1.2.6. Решение вопроса о возможной остановке матча в случае крайней необходимости;
3.1.2.7. Решение вопроса, может ли игрок покинуть корт во время матча;
3.1.2.8. Решение всех вопросов интерпретации Правил;
3.1.2.9. Принятие дисциплинарных мер за недостойное поведение или другие нарушения Правил.
3.1.3. Если по согласованию с оргкомитетом соревнования какие-либо обязанности главного судьи поручают другим лицам, конкретные обязанности и местонахождение каждого из них должны быть известны всем участникам соревнований.
3.1.4. Главному судье или его полномочному заместителю, назначенному для выполнения обязанностей главного судьи во время его отсутствия, следует постоянно находиться около кортов во время проведения соревнований.
3.1.5. Если главный судья решит, что необходимо заменить судью на корте или судью-маркера, он вправе сделать это в любое время, но он не вправе изменить никакое решение, уже принятое заменённым судьей по вопросу, входившему в его компетенцию.
3.1.6. Игрок находится под юрисдикцией главного судьи с момента входа на корт и до тех пор, пока не покинул его.
3.2. Заместитель Главного Судьи
3.2.1. Для любых соревнований, не ниже уровня субъекта, должен быть назначен заместитель главного судьи, имя и местонахождение которого должны быть известны всем участникам соревнований.
3.2.2. Заместитель главного судьи в отсутствие главного судьи выполняет его обязанности и наделен его полномочиями.
3.2.3. Заместитель главного судьи подчиняется главному судье и отвечает за:
3.2.3.1. Церемонию открытия соревнований и награждение победителей и призеров;
3.2.3.2. Легитимность оборудования согласно техническим параметрам;
3.2.3.3. Подготовку матчей согласно расписанию;
3.2.3.4. Обеспечение порядка на турнире;
3.2.3.5. Назначение судей на матчи.
3.3. Главный секретарь
3.3.1. Для любых соревнований, не ниже уровня субъекта Российской Федерации, должен быть назначен главный секретарь, имя и местонахождение которого должны быть известны всем участникам соревнований.
3.3.2. Главный секретарь руководит работой секретариата.
3.3.3. Главный секретарь подчиняется главному судье и отвечает за:
3.3.3.1. Подготовку и ведение технической документации соревнований;
3.3.3.2. Подготовку материалов к жеребьевке участников для утверждения главным судьей;
3.3.3.3. Обработку заявок от участников;
3.3.3.4. Соблюдение расписания игр;
3.3.3.5. Обработку результатов матчей и собственно соревнований;
3.3.3.6. Подготовку наградного материала для церемонии награждения победителей и призеров;
3.3.3.7. Взаимодействие со СМИ.
3.4. Ведущий судья, судья на корте, судья-маркёр
3.4.1. Подчиняется Главному судье или его заместителю. Осуществляет судейство матча непосредственно в зоне корта.
3.4.2. Каждый матч ведёт судья на корте, при поддержке судьи-маркёра. Если матч ведёт один человек (ведущий судья), тогда он одновременно выполняет функции судьи-маркёра и судьи на корте.
3.4.3. Правильным местом расположения судьи на корте и судьи-маркёра по отношению к корту является середина трибуны за задней стенкой корта как можно ближе к задней стенке, немного выше задней линии аута. Предпочтительно, чтобы судейство матча проходило сидя.
3.4.4. Альтернативная система судейства называется "Система Трех Судей" - описана в Приложении 4.
3.4.5. По возможности, при обращении к игрокам, судьи должны обращаться к ним по фамилии.
3.4.6. Судья на корте и судья-маркёр должны каждый письменно вести счёт в игре и следить за правильной последовательностью выбора квадрата подачи.
3.4.7. Судья-маркёр:
3.4.7.1. Должен объявлять матч, объявлять начало каждого гейма и объявлять результаты каждого гейма и матча (см. Приложение 2);
3.4.7.2. Должен объявлять "Фол", "Нот ап", "Даун", "Аут" и "Стоп" в соответствующих случаях;
3.4.7.3. Если не уверен насчёт правильности подачи или приема, не должен ничего объявлять;
3.4.7.4 После завершения розыгрыша должен объявить счёт без особых проволочек, очки подающего игрока озвучиваются первыми с добавлением "Переход подачи" - если право подачи переходит к другому игроку;
3.4.7.5. Должен повторить решение судьи на корте по апелляции игрока, и потом объявить счёт;
3.4.7.6. Должен ждать решения судьи на корте после апелляции игрока, касающейся решения судьи-маркёра (либо его отсутствия) и после этого объявить счёт;
3.4.7.7. Должен объявить "Гейм-бол", в случае когда игроку осталось до победы в гейме одно очко, или "Матч-бол", когда игроку осталось до победы в матче одно очко;
3.4.7.8. Должен объявить "Счёт 10-10, игра продолжается до разницы в счёте в 2 очка" - только один раз в течение матча.
3.4.8. Судья (судья на корте, ведущий судья или судья-маркер), чьи решения окончательны:
3.4.8.1. Должен перенести матч, если корт не пригоден для игры; или приостановить игру, если матч уже идет; после возобновления игры, должен оставить счёт прежним;
3.4.8.2. Должен объявить переигровку, если сочтет, что изменившиеся условия игры на корте повлияли на ход и результат розыгрыша;
3.4.8.3. Может присудить победу в матче игроку, соперник которого не был готов к игре в указанное правилами турнира время;
3.4.8.4. Должен выносить решения по всем просьбам о переигровке и апелляциям игроков, включая все возражения против решений судьи-маркёра (либо их отсутствия);
3.4.8.5. Должен сразу озвучивать решения, если не согласен с объявлением судьи-маркёра или отсутствием его, останавливая игру в случае необходимости;
3.4.8.6. Если судья-маркёр допустил ошибку при объявлении счёта, судья должен сразу исправить ошибку, в случае необходимости остановив игру;
3.4.8.7. Должен выполнять все правила касающиеся времени, объявляя соответственно "15 секунд", "Половина времени" и "Время";
Внимание: Игроки обязаны находиться вблизи корта так, чтобы иметь возможность услышать эти объявления судьи;
3.4.8.8. Должен принять соответствующее решение, если мяч попал в другого игрока (см. Правило 2.9);
3.4.8.9. Может разрешить переигровку, если не в состоянии оценить правильно ли возражение игрока по отношению к команде судьи-маркёра или ее отсутствию.
3.4.8.10. Если судья не уверен в причине апелляции игрока, он должен попросить игрока объяснить ее;
3.4.8.11. Может давать объяснения относительно своего решения;
3.4.8.12. Должен объявлять все решения достаточно громко, так чтобы они были слышны игрокам, судье-маркёру и зрителям;
3.4.8.13. Должен применять Правило 2.15 (Поведение), если поведение игрока является неприемлемым;
3.4.8.14. Если поведение какого-либо участника, за исключением игроков, препятствует нормальному ходу матча или является оскорбительным, должен приостановить игру до устранения поведения, препятствующего ее нормальному ходу, либо пока нарушитель не покинет зону корта.
3.5. Центральный судья (при "Системе Трех Судей")
3.5.1. Подчиняется главному судье или его заместителям.
3.5.2. Осуществляет судейство матча непосредственно в зоне корта.
3.5.3. Письменно ведет счёт в матче. Выполняет функции судьи-маркёра.
3.5.4. При апелляции игроков запрашивает индивидуальное решение боковых судей и выбирает коллегиальное решение. Каждая апелляция должна решаться тремя судьями, одновременно и независимо.
3.5.5. Если у трех судей разная категория судейства, то Центральным судьей становится тот, у которого выше категория.
3.5.6. Отвечает за все, что происходит на корте и в зрительной зоне в рамках своих полномочий.
3.5.7. В конце матча сдает судейский протокол матча главному секретарю.
3.6. Боковой судья (при "Системе Трех Судей")
3.6.1. Подчиняется Главному судье или его заместителям.
3.6.2. Помогает судить матч центральному судье.
3.6.3. При апелляции игроков принимает индивидуальное решение, которое Центральный судья учитывает при вынесении коллегиального решения. Каждая апелляция должна решаться тремя судьями, одновременно и независимо.
3.6.4. Письменно ведёт запасной счёт в матче.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены Правила вида спорта "Сквош".
Правила разработаны с учетом основных требований Правил и технических регламентов Международной федерации сквоша (WSF). Они являются обязательными для организаций, проводящих соревнования по сквошу на всей территории России.
Правила определяют требования к участникам соревнований, их возрасту, судейской коллегии. Приведены правила игры.
Спортивные ситуации, не нашедшие отражения в правилах, трактуются, исходя из Правил WSF.
Правила вида спорта "Сквош" (утв. приказом Министерства спорта РФ от 14 июля 2016 г. N 822)
Текст правил официально опубликован не был
Приказом Минспорта России от 20 июля 2022 г. N 608 настоящий документ признан утратившим силу с 20 июля 2022 г.