Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 927424-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части стимулирования занятия граждан спортом и компенсации их расходов" (внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, А.В. Чепой, а также И.Р. Самиевым и О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 927424-6 предусматривается введение механизма компенсации гражданам средств, потраченных ими на занятия физической подготовкой в физкультурно-спортивных организациях, за счет средств работодателей и средств федерального бюджета Российской Федерации. При этом 50 процентов уплаченной работником стоимости годового обслуживания в физкультурно-спортивной организации, подлежат компенсации за счет работодателя, а 25 процентов - за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения расходов на занятие работника в физкультурно-спортивных организациях за счет средств федерального бюджета, согласно законопроекту, будет определяться Правительством Российской Федерации.
Положение законопроекта, согласно которому общая сумма ежемесячных компенсаций "не может превышать 25% от суммы минимального размера оплаты труда, предусмотренного для субъекта", не учитывают нормы статьи 133 ТК РФ, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Как следует из текста законопроекта, расходы на занятия физической подготовкой в физкультурно-спортивной организации необходимо подтверждать документами, удостоверяющими регулярность посещения работником физкультурно-спортивной организации. Вместе с тем законопроект не устанавливает критериев регулярности посещения занятий и не дает определения самого понятия "регулярность посещения".
Законопроект содержит требование, согласно которому получение вышеназванной компенсации возможно только работниками, имеющими непрерывный стаж работы на постоянной основе в данной организации не менее трех лет. ТК РФ понятия "работа на постоянной основе" не содержит, а законопроект его значения не раскрывает.
В соответствии с законопроектом расходы возмещаются работнику при условии систематических спортивных занятий только в тех физкультурно-спортивных организациях, которые имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 30 статьи 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" основным видом деятельности физкультурно-спортивной организации является деятельность в области физической культуры и спорта, в то время как медицинская деятельность, согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", представляет собой, прежде всего, профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, осуществляется отделениями (кабинетами) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурными диспансерами (центрами лечебной физкультуры и спортивной медицины) согласно пункту 8 Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. N 613н. Этим же приказом утверждено Положение об организации деятельности врачебно-физкультурного диспансера (центра лечебной физкультуры и спортивной медицины), создаваемого для оказания первичной медико-санитарной помощи и/или специализированной помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291), не определяет проведение спортивных занятий, направленных на спортивную подготовку, в качестве лицензируемого вида медицинской деятельности.
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает лицензирование физкультурно-спортивных организаций для осуществления медицинской деятельности (в том числе в области лечебной физкультуры и спортивной медицины). Следует отметить, что приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. N 375н в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включены мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах. Конкретный перечень мероприятий определяется самим предприятием. В действующем законодательстве нет препятствий для закрепления соответствующих положений в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом:
- от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы;
- от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы;
- мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении на законопроект отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения нуждаются в дополнительном обсуждении.
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи в заключении комитета-соисполнителя сообщает, что не поддерживает концепцию законопроекта N 927424-6 и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Правительство Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживает и отмечает в своем заключении, что он подготовлен без учета требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию представленного законопроекта, подчеркивая, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит каких-либо необходимых расчетов, позволяющих оценить финансовые последствия его принятия.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 927424-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части стимулирования занятия граждан спортом и компенсации их расходов" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.