Определение Верховного Суда РФ от 13 января 2017 г. N 304-КГ16-19353
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.
изучила кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича (г. Омск)
на решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2016 по делу N А46-11895/2015, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2016 по тому же делу
по заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича (г. Омск, далее - предприниматель)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (г. Омск, далее - управление, административный орган)
о признании незаконными действий (бездействия) и обязании выполнить следующие действия: признать незаконными действия старших инспекторов государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте Агабекова Т.Х., Доценко Е.Н. и государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора на границе Российской Федерации и транспорте Меньшиковой Ю.А. по изъятию пищевой продукции у предпринимателя в ходе проведения проверки Омской транспортной прокуратурой; признать незаконным бездействие управления, выразившееся в не совершении действий по возврату изъятой пищевой продукции у предпринимателя в ходе проведении проверки Омской транспортной прокуратурой, не проведении отбора проб (образцов) для проведения экспертизы, проведение экспертизы; обязать управление вернуть предпринимателю на ответственное хранение всю пищевую продукцию, описанную и изъятую государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте управления Меньшиковой Ю.А. на основании актов осмотра (обследования) принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий (земельных участков) от 09.09.2015, 10.09.2015, 11.09.2015.
Заинтересованные лица: Омская таможня и Омская транспортная прокуратура,
установила:
решением Арбитражного суда Омской области от 27.01.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене названных судебных актов на неправильную оценку судами представленных доказательств, а также существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как установлено судами, по результатам внеплановой прокурорской проверки в отношении предпринимателя, проведенной Омской транспортной прокуратурой в целях исполнения поручения и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 13.08.2015 в соответствии с заданием Западно- Сибирской транспортной прокуратуры, с привлечением специалистов Россельхознадзора и Омской таможни, выявлен факт незаконного ввоза на территорию Российской Федерации продукции без каких-либо документов, на которой отсутствует маркировка, не указаны сроки годности, даты выработки, имеется продукция с истекшими сроками годности. Уполномоченными органами составлены соответствующие акты, продукция изъята из оборота и помещена на изолированное хранение.
Полагая, что действиями сотрудников Россельхознадзора были нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") и охраняемые законом права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор, суды установили, что действия административного органа по изъятию продукции соответствуют требованиям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Технического регламента ТР/ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР/ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении", Указу Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", и являются законными.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прямо предусмотрено, что данный Закон не применяется при осуществлении прокурорского надзора.
В то же время участие специалистов Россельхознадзора в прокурорской проверке не лишает их обязанности при выявлении нарушений законодательства осуществлять контроль за его соблюдением, в рамках компетенции Россельхознадзора принимать меры по фиксации доказательств выявленных нарушений, а также принимать меры к их пресечению и устранению.
Поскольку в ходе проверки установлено хранение продукции животного происхождения без маркировки, без ветеринарных сопроводительных документов, такие продукты согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" считаются некачественными и подлежат уничтожению.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать индивидуальному предпринимателю Лялюшкину Сергею Миноминовичу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 января 2017 г. N 304-КГ16-19353 по делу N А46-11895/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3860/16
13.05.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2898/16
04.05.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5629/16
27.01.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11895/15