Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, которое содержит вопрос о поступлении обращений в отношении общественных проверок, и сообщает.
На основании части 1 статьи 102 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что общественный контроль осуществляется исключительно в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 102 Закона N 44-ФЗ общественные объединения вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.
Частью 4 статьи 102 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
Как следует из части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со статьей 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона N 59-ФЗ.
Статьей 11 Закона N 59-ФЗ предусмотрен перечень случаев, в которых ответ на обращение не дается, в том числе в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
На основании статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, либо в исключительных случаях руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Вместе с тем положениями части 11 статьи 51, части 8 статьи 60, части 4 статьи 77 Закона N 44-ФЗ предусмотрена процедура соблюдения конфиденциальности информации об участниках закупок и конфиденциальности информации, содержащейся в заявках.
Кроме того, согласно статье 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов.
Таким образом, государственный орган в рассматриваемом случае обязан рассматривать запросы от общественного объединения и в случае отсутствия оснований для отказа в даче ответа, предусмотренных Законом N 59-ФЗ, предоставить заявителю ответ по существу заданных вопросов. Вместе с тем при рассмотрении запроса о представлении документов необходимо исходить в том числе из соблюдения законодательства о коммерческой, государственной, служебной и иной тайне.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Разъяснено, что госорган обязан рассматривать запросы от общественного объединения и в случае отсутствия оснований для отказа в даче ответа, предоставлять заявителю ответ по существу заданных вопросов. Вместе с тем при рассмотрении запроса о предоставлении документов необходимо исходить в т. ч. из соблюдения законодательства о коммерческой, государственной, служебной и иной тайне.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 декабря 2016 г. N Д28и-3287 "О направлении обращения"
Текст письма официально опубликован не был