Позиция Росстандарта по вопросу использования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, при применении положений федеральных законов от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"*
(утв. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 25 января 2017 г.)
I. Общие положения
В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части описания объекта закупки Росстандарт сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 223-ФЗ, согласно которым при осуществлении закупок в документации о закупке указываются сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не будут использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно будет содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 104-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ, согласно которым Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен либо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, либо обосновать необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
II. Основные понятия
2. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон 184-ФЗ) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 9 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) к документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации (далее - документы национальной системы стандартизации) относятся национальный стандарт Российской Федерации (далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 июня 2015 г."
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден Росстандартом и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ основополагающий национальный стандарт - национальный стандарт, разработанный и утвержденный Росстандартом, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ предварительный национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден Росстандартом и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ правила стандартизации - документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный Росстандартом, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ рекомендации по стандартизации документ национальной системы стандартизации, утвержденный Росстандартом и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ информационно-технический справочник - документ национальной системы стандартизации, утвержденный Росстандартом, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.
III. Получение доступа к документам по стандартизации
3. Заказчик самостоятельно определяет технические регламенты в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. При этом Заказчик может как непосредственно ссылаться на технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, так и указывать на соответствие отдельных параметров закупаемых товаров, работ, услуг требованиям технических регламентов, документов в области стандартизации.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты, а также национальные стандарты Российской Федерации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
В соответствии с пунктами 13 и 18 Положения о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500, к документам Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ на сайте Росстандарта. Федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам технические регламенты и их копии на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме предоставляются бесплатно, другим органам и лицам - за плату, размер которой устанавливается Росстандартом**.
Приказами Росстандарта от 30 января 2008 г. N 175 "О реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и Единой информационной системе по техническому регулированию" и от 29 декабря 2007 г. N 966 "О внесении изменений в Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и Единой информационной системе по техническому регулированию" создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов возложено на ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
5. Документы по стандартизации составляют Федеральный информационный фонд стандартов (далее - Фонд) в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона N 162-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 162-ФЗ Росстандарт организует официальное опубликование, издание и распространение в установленном порядке документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. Официальное опубликование документов национальной системы стандартизации осуществляется в соответствии с порядком первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста документа, разработанного и применяемого в национальной системе стандартизации, общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным приказом Минпромторга России. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 162-ФЗ свободному доступу на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат:
а) национальные стандарты Российской Федерации, которые включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 162-ФЗ;
б) основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации Российской Федерации;
в) общероссийские классификаторы;
г) информационно-технические справочники.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 162-ФЗ Росстандарт безвозмездно предоставляет документы и копии документов Фонда по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации. Документы и копии документов предоставляются в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса. Порядок безвозмездного получения документов и копий документов из Фонда установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 589 "О Федеральном информационном фонде стандартов". При этом, в соответствии с пунктом 19 указанного постановления Правительства Российской Федерации в запросе органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", суда должны быть указаны цели получения запрашиваемой информации о документах, содержащихся в Фонде, и (или) копий таких документов.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 589 "О Федеральном информационном фонде стандартов", а также в соответствии с пунктом 4.1 Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 500 "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию", Росстандартом определен оператор Федерального информационного фонда стандартов и Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов - Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") (далее - оператор Фондов) (приказы Росстандарта от 1 июля 2016 г. N 846 "Об операторе Федерального информационного фонда стандартов" и от 30 декабря 2016 г. N 2047 "Об операторе Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов").
При составлении описания объекта закупки заказчик может ознакомиться с текстами указанных выше документов по стандартизации и технических регламентов на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.gost.ru.
Учитывая, что при заключении договора на поставку товаров, работ, услуг, заказчику необходимо иметь в наличии последний (актуальный) экземпляр документа национальной системы стандартизации или технического регламента, заказчик вправе обратиться к оператору Фондов, либо к иным юридическим лицам (при наличии у них соглашения с оператором Фондов) за получением соответствующего документа.
IV. Контактная информация
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Адрес: г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7 корп. 1.
Телефоны:
тел. +7(499)236-03-00
тел./ф:+7(499)236-62-31
тел./ф: +7(499)237-60-32
Сайт в сети Интернет: www.gost.ru
Электронная почта: info@gost.ru
Режим работы:
пн. - пт. с 9.00 до 18.00
сб. - вс. выходной.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ", оператор Фондов)
Адрес: г. Москва, Нахимовский проспект, д. 31, корп. 2.
Телефоны:
Секретариат, тел.: +7(495)531-26-44, факс: +7(495)719-78-20
Канцелярия, телефон: +7(499)400-30-36, факс: +7(499)400-30-37, +7(495)690-43-09
Сайт в сети Интернет: www.gostinfo.ru
Электронная почта: info@gostinfo.ru
Режим работы:
пн. - пт. с 9.00 до 18.00
сб. - вс. выходной.
_____________________________
* Настоящая позиция имеет информационно-разъяснительный характер и не является нормативным правовым актом, а также актом, обладающим нормативными свойствами, поскольку не содержит общеобязательных предписаний. Более того, Росстандарт не уполномочен разъяснять вопросы о применении норм рассматриваемых законов, а также давать их официальные толкования, обязательные для применения субъектами правоотношений.
** Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. N 805 "Об утверждении размера платы за предоставление документов и копий документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, сводов правил, региональных сводов правил, сводов правил иностранных государств, надлежащим образом заверенных переводов на русский язык международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, которые приняты на учет Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, документов по стандартизации международных организаций по стандартизации, региональных организаций по стандартизации и иных документов но стандартизации иностранных государств" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 сентября 2016 г. N 43528).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится позиция Росстандарта по вопросу использования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, при закупках.
В Законы о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе были внесены изменения. В связи с этим разъяснено следующее. Если заказчиком в документации о закупке не будут использованы установленные в соответствии с законодательством о техническом регулировании, стандартизации требования, нужно обосновать необходимость применения иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Разъяснено, что понимается под техрегламентом, документами национальной системы стандартизации.
Заказчик может как непосредственно ссылаться на техрегламенты, документы национальной системы стандартизации, так и указывать на соответствие отдельных параметров закупаемых товаров, работ, услуг их требованиям.
Прописано, как можно получить доступ к документам по стандартизации.
Создание и ведение федерального информационного фонда техрегламентов и стандартов возложено на ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
Росстандарт организует официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. Агентство безвозмездно предоставляет документы и их копии по запросам органов госвласти, Росатома или суда, а также по запросам других лиц за плату.
При описании объекта закупки заказчик может ознакомиться с текстами документов по стандартизации и техрегламентов на официальном сайте Росстандарта (www.gost.ru).
Учитывая, что при заключении договора необходимо иметь в наличии последний (актуальный) экземпляр документа национальной системы стандартизации или техрегламента, заказчик вправе обратиться к ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" либо к иным юрлицам (при наличии у них соглашения с этим ФГУП) за получением соответствующего документа.
Приводится контактная информация Росстандарта и ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
Позиция Росстандарта по вопросу использования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, при применении положений федеральных законов от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 25 января 2017 г.)
Текст разъяснений официально опубликован не был