Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 января 2017 г. N 812/12-02
Вопрос: Согласно ч. 5 ст. 8.2, ч. 6 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г, вступающей в силу с 1 января 2017 года, предприниматель или юридическое лицо получают от органа государственного надзора предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии одновременно следующих условий:
- во-первых, орган надзора без проведения проверки располагает данными о том, что обязательные требования вот-вот будут нарушены или, возможно уже нарушены. Такие данные могут поступить от любых источников, кроме анонимных жалоб (из СМИ, из заявлении и обращений граждан, организаций, органов власти), в том числе после проведенных самим органом мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемым лицом;
- во-вторых, такое нарушение не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и не создало угрозу такого вреда, а также не привело к ЧС и угрозе ЧС;
- в-третьих, нарушитель ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.
Таким образом, в случае появления у надзорного органа информации, в том числе по итогам мероприятий по контролю, не требующим взаимодействия с организацией, о том, что имеются признаки нарушения обязательных требований организацией, которая уже ранее привлекалась к административной ответственности за неисполнение тех же обязательных требований, такой организации не может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Вправе ли органы Росалкогольрегулирования провести в отношении такой организации внеплановую проверку (в рамках государственного надзора за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в рамках лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), если нарушения обязательных правил не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не создало непосредственную угрозу указанных последствий?
Какие меры должен принять надзорный орган по отношению к такой организации?
Ответ: Управление планирования и анализа контрольной работы Федеральной службы рассмотрело письмо ООО от 20.11.2016 и сообщает.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда, а также причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, согласно пункту 2 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении лицензионного контроля могут устанавливаться другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 10 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" внеплановая выездная проверка проводится по основаниям поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, а также выявления фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, в рамках лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Росалкогольрегулирование, при наличии одного из вышеуказанных оснований, вправе провести внеплановую выездную проверку.
Начальник Управления |
В. Пугач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом о защите прав юрлиц и ИП предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки.
Это мотивированное представление должностного лица по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицами, ИП, обращения и заявления граждан, в том числе ИП, юрлиц, информация от органов власти, из СМИ об угрозе причинения вреда, а также о его причинении, об угрозе ЧС природного и техногенного характера.
При этом особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности, уведомлений и согласования с органами прокуратуры, при осуществлении лицензионного контроля могут устанавливаться другими федеральными законами.
В силу Закона о регулировании производства и оборота алкоголя внеплановая выездная проверка проводится, если в лицензирующий орган поступают обращения, заявления граждан, в том числе ИП, юрлиц, информация от органов власти, СМИ о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований, а также если выявляются факты нарушения в результате анализа данных из ЕГАИС, других информационных систем, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкоголя.
Таким образом, в рамках лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Росалкогольрегулирование при наличии одного из вышеуказанных оснований вправе провести внеплановую выездную проверку.
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 января 2017 г. N 812/12-02
Текст письма официально опубликован не был