Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Типовые нарушения,
выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования
Образовательными организациями высшего образования допускались следующие нарушения требований, установленных:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
расписание занятий не предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся;
образовательная организация не предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся;
образовательной организацией не организовано расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность;
образовательной организацией не организована профилактика и запрещение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсов и аналогов и других одурманивающих средств;
организация не создала условий для систематического повышения профессионального уровня преподавателей;
организация не создала условий для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
организация не направляет педагогических работников для прохождения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством;
организация не создала условий для прохождения педагогическими работниками в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг":
в договорах на оказание платных образовательных услуг не указываются:
- полная стоимость образовательных услуг;
- вид и уровень образовательной программы;
- вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им части образовательной программы;
- права заказчика и обучающегося;
локальный акт образовательной организации предусматривает оплату: повторной процедуры защиты дипломного проекта; повторного прохождения итоговой государственной аттестации; оплату за пересдачу экзаменов и зачетов;
локальный акт образовательной организации допускает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора на величину, превышающую уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на плановый период;
в договорах об оказании платных образовательных услуг предусмотрено право исполнителя на изменение стоимости обучения по иным факторам, кроме увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582,
нарушения выявлены в большинстве проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части отсутствия (размещение неполной информации) на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293:
организацией не определены порядок формирования и регламент деятельности аттестационных комиссий.
Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749:
заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность не предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;
на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организации) информация об объявлении конкурса с перечнем вакантных должностей педагогических работников размещается менее чем за два месяца до даты его проведения;
руководитель организации (уполномоченное им лицо) на сайте организации не объявляет фамилии и должности педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, не позднее двух месяцев до окончания текущего учебного года;
объявление о проведении конкурса на сайте организации не содержит сведений о квалификационных требованиях по должностям педагогических работников, о месте (адресе) приема заявлений для участия в конкурсе, месте проведения конкурса и дате его проведения;
к конкурсу допускались претенденты, не представившие все установленные документы, а также претенденты, представившие документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к соответствующей должности;
организацией не определены регламент деятельности коллегиального органа образовательной организации и процедура избрания по конкурсу на должности педагогических работников.
Порядком проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 02.09.2015 N 937:
положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы не размещены на сайте организации;
в состав конкурсной комиссии организации не включены ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля.
Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147:
на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде не размещена обязательная информация или представлена не в полном объеме;
приемной комиссией образовательной организации не обеспечено функционирование официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;
правилами приема в организацию не определены:
- сроки начала и завершения приема документов по заочной форме обучения;
- срок завершения проводимых самостоятельно вступительных испытаний;
- срок зачисления на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;
- перечень учитываемых индивидуальных достижений поступающих и порядок их учета;
в программах вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, не установлены шкала оценивания и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания;
в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе отсутствуют пандусы, подъемники, поручни, расширенные дверные проемы);
правилами приема на обучение в образовательную организацию установлены преимущественные права на зачисление, не предусмотренные порядком приема.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367:
в учебных планах не предусмотрено формирование обязательных компетенций;
имеются несоответствия в указании формируемых компетенций в рабочих программах дисциплин и учебном плане по основной образовательной программе;
в рабочих программах учебных дисциплин отсутствуют: перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
в программе учебной практики основной образовательной программы отсутствуют: указание объема практик в зачетных единицах; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;
организацией не установлен срок начала учебного года по заочной форме обучения;
информация об основной образовательной программе не размещена организацией на официальном сайте в сети "Интернет";
отсутствует локальный акт организации, устанавливающий порядок обеспечения возможности освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей);
отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся, осваивающих образовательную программу по ускоренному обучению;
фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся, входящие в рабочие программы дисциплин, а также программы практики не включают в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;
фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации не включает в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы;
отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по реализуемым образовательным программам.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259:
информация о реализуемых в организации программах аспирантуры не размещена на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
не разработан локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок освоения факультативных и элективных дисциплин (модулей);
в основной образовательной программе высшего образования - программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре отсутствуют рабочие программы дисциплин, оценочные средства по дисциплинам, программа научно-производственной практики;
организацией при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации не разработаны программы практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры;
в рабочих программах дисциплин не определены навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры;
не разработаны индивидуальные учебные планы, сформированные на основе учебного плана программы аспирантуры (адъюнктуры) для каждого обучающегося, который обеспечивает освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося;
не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий формы, систему оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499:
в программах повышения квалификации отсутствуют сведения об итоговой аттестации слушателей;
в программах профессиональной переподготовки, программах повышения квалификации не указан уровень образования лиц, допущенных к освоению дополнительных профессиональных программ;
в структуре программ не представлена характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
содержание программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;
в структуре дополнительных профессиональных программ отсутствуют:
- календарные учебные графики,
- рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей),
- организационно-педагогические условия в части отсутствия требований к кадровому обеспечению;
отсутствуют дополнительные профессиональные программы, разработанные и утвержденные организацией, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование;
в структуре программы повышения квалификации отсутствует перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;
в организации освоение дополнительных профессиональных программ не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России 29.08.2013 N 1008:
в дополнительных общеобразовательных программах организацией не определены сроки обучения;
организацией не разработаны индивидуальные учебные планы для реализации дополнительных общеобразовательных программах;
организацией не обновляются ежегодно дополнительные общеобразовательные программы;
организацией не определены формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;
организацией не определен порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы;
в организации отсутствуют локальные нормативные акты, определяющие количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных программ;
в организации отсутствует локальный нормативный акт, определяющий возможность получения дополнительного образования на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.
Порядком перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденным приказом Минобразования России от 24.02.1998 N 501:
в личных делах обучающихся отсутствуют выписка из приказа о переходе студента с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки на другую (в том числе с изменением формы обучения);
в личных делах отчисленных из организации в порядке перевода в другую образовательную организацию отсутствуют студенческий билет и зачетная книжка;
в организации отсутствуют документы о проведении аттестации при переводе студентов из одной организации в другую;
в приказах о зачислении отсутствуют записи "Зачислен в порядке перевода из ... вуза, на ... специальность (направление), на ... курс, на ... форму обучения", записи об утверждении индивидуального учебного плана студента.
Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383:
в составе основной проф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.