Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", исключив возможность составления списков избирателей в алфавитном порядке и предусмотрев составление этих списков "в порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам)", а также процедуру проставления в паспорте избирателя отметок о получении избирательного бюллетеня для голосования.
Использование одного критерия для составления списка избирателей, участников референдума (по улицам, домам, квартирам) в некоторых случаях может быть затруднительным, поскольку границы избирательного участка, участка референдума могут охватывать как населенные пункты, имеющие улицы, так и не имеющие их, а местом жительства избирателя, участника референдума может быть не только дом или квартира, но также жилое помещение иного вида.
Законопроектом не учтено, что в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона избирательные участки могут образовываться в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (в больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях. При этом необходимо учитывать, что в ряде случаев список избирателей может составляться в весьма сжатые сроки, в частности на избирательных участках, участках референдума, образованных на вокзалах и в аэропортах.
Таким образом, законодательное закрепление возможности составления списка избирателей исключительно по месту жительства может значительно усложнить деятельность избирательных комиссий.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) статьей 5.1.1, устанавливающей административную ответственность за нарушение председателем или членом избирательной комиссии установленных законом порядка составления списка избирателей (часть 1) и порядка включения граждан в список избирателей в день голосования (часть 2).
Вместе с тем законопроект не учитывает, что предусмотренная законопроектом статья 5.1.1 КоАП будет конкурировать с нормами статей 141 и 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих уголовную ответственность за совершение преступлений, связанных с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификацией избирательных документов, документов референдума.
Аналогично предусмотренная законопроектом статья 5.22.1 КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение председателем или членом избирательной комиссии порядка голосования, а также ответственность за нарушение порядка отстранения члена участковой комиссии от работы в избирательной комиссии и порядка удаления наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования, будет конкурировать с действующей в настоящее время статьей 5.6 КоАП.
Также отмечаем, что в пояснительной записке к законопроекту не приводятся статистические и иные данные, обосновывающие необходимость введения новых составов административных правонарушений и усиления административной ответственности.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.