Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 900722-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части избрания и применения мер пресечения в виде залога, запрета определенных действий и домашнего ареста)", внесенный депутатами Государственной Думы Л.К. Шойгу, Н.Д. Ковалевым, А.А. Ремезковым, а также И.Е. Костуновым, Т.Н. Москальковой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Названный законопроект направлен на создание условий для избрания в отношении подозреваемых или обвиняемых альтернативной заключению под стражей и домашнего ареста меры пресечения.
В этих целях законопроектом предлагается дополнить главу 13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации статьей 106.1, предусматривающей новую меру пресечения в виде запрета определенных действий:
выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает, в определенные периоды времени; находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов и (или) лиц; общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"; совершать иные действия, не связанные с изоляцией в жилище, которые могут повлечь последствия, указанные в части первой статьи 97 настоящего Кодекса.
В связи с введением новой меры пресечения предлагается также усовершенствовать существующие меры пресечения в виде залога и домашнего ареста.
В частности, в статью 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вносится изменение, согласно которому суд при избрании меры пресечения в виде залога по ходатайству стороны обвинения вправе установить обязательства подозреваемого или обвиняемого по соблюдению запретов, указанных в новой статье 106.1 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно предлагаемым изменениям в статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации домашний арест должен заключаться в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает. При этом выход лица за пределы живого помещения не предполагается ни при каких обстоятельствах. В то же время суд при избрании указанной меры пресечения наряду с запретом выходить за пределы жилого помещения может запретить: общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"; совершать иные действия, не связанные с изоляцией в жилище, которые могут повлечь последствия, указанные в части первой статьи 97 настоящего Кодекса. Таким образом, в соответствии с законопроектом домашний арест становится более строгой мерой пресечения по сравнению с названной мерой, предусмотренной действующей в настоящее время статьей 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Важным предложением законопроекта является установление порядка зачета времени применения запрета определенных действий в срок содержания под стражей. Как предусмотрено проектным пунктом 11 части десятой статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, к одному дню содержания под стражей должно приравниваться два дня применения запрета выхода из жилого помещения в определенное время, три дня применения запрета посещения определенных мест.
Концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем по законопроекту имеются замечания.
Наложение на подозреваемого или обвиняемого при избрании залога запретов, указанных в проектной статье 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а при избрании домашнего ареста - запретов, предусмотренных пунктами 3 - 6 проектной статьи 106 названного Кодекса, фактически означает возможность применения одновременно двух мер пресечения, что вряд ли можно признать обоснованным.
Кроме того, залог с установлением запретов объективно является более строгой мерой пресечения, чем просто запрет определенных действий, в связи с чем дополнение Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации новой статьей 106.1 нарушает структуру главы 13, в которой меры пресечения расположены по принципу: от наиболее мягкой (подписка о невыезде) к наиболее строгой (заключение под стражу). При этом не ясно, какой орган будет осуществлять контроль за соблюдением запретов при избрании залога.
Следует также отметить, предусмотренный пунктом 6 части пятой проектной статьи 106.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации запрет совершать иные действия, не связанные с изоляцией в жилище, которые могут повлечь последствия, указанные в части первой статьи 97 настоящего Кодекса, является неопределенным и двусмысленным, что может привести нарушению процессуальных прав подозреваемых или обвиняемых.
Высказанные выше замечания можно учесть при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 900722-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части избрания и применения мер пресечения в виде залога, запрета определенных действий и домашнего ареста)" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.