Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 72-КГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Корчашкиной Т.Е., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Чита" на определение Забайкальского краевого суда от 4 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 марта 2016 года, которыми администрации городского округа "Город Чита" отказано в принятии административного иска о признании частично не действующим Закона Забайкальского края N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя администрации городского округа "Город Чита" Петрика А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене и направлению административного искового заявления для рассмотрения по существу,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Администрация городского округа "Город Чита" обратилась в Забайкальский краевой суд с административным иском о признании Закона Забайкальского края N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" не действующим в части строки 34 в таблице 13 приложения 13 "Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования".
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 4 марта 2016 года отказано в принятии указанного административного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 марта 2016 года данное определение оставлено без изменения.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 1 июня 2016 года администрации городского округа "Город Чита" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе администрации городского округа "Город Чита", поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2016 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2016 года кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Отказывая в принятии заявления на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Забайкальского краевого суда исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий бюджет субъекта, предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и не устанавливает прав или обязанностей в отношении каких-либо лиц или неопределенного их числа, в связи с чем он не может быть оспорен администрацией городского округа "Город Чита" в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции о возможности избрания административным истцом иного способа защиты в случае несоблюдения субъектом Российской Федерации требований закона о финансировании переданных городскому округу государственных полномочий и оставила определение Забайкальского краевого суда об отказе в принятии административного искового заявления без изменения.
С такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку приведенные доводы являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктами 13, 13.1, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 настоящего пункта.
Статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ст. 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Согласно пункту 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Из административного иска усматривается, что администрацией городского округа "Город Чита" оспаривалась строка 34 в таблице 13 - Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования" приложения 13 к Закону Забайкальского края N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год". В обоснование заявленных требований администрация указала, что предусмотренный в указанной строке размер субвенций для городского округа "Город Чита" установлен в нарушение порядка его расчета без учета предусмотренных законами субъекта нормативов на исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Следовательно, администрация городского округа "Город Чита", являясь субъектом бюджетных правоотношений (получателем субвенций) вправе обжаловать оспариваемые ею положения в суде.
В связи с этим принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене, а материал по административному исковому заявлению администрации городского округа "Город Чита" следует направить для рассмотрения в суд первой инстанции.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Забайкальского краевого суда от 4 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 марта 2016 года отменить.
Направить материал по административному исковому заявлению администрации городского округа "Город Чита" о признании Закона Забайкальского края N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" не действующим в части для рассмотрения в суд первой инстанции по существу.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 72-КГ16-10
Текст определения официально опубликован не был