Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 58-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 14 июня 2016 г. N 21/50 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - Публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравнены к нему категориям потребителей, на 2016 год" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" на решение Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" Липавского В.Б., Семенова В.М., Цветкова В.А., представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Гончар Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Белая Гора" (далее - ООО "Белая Гора") обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского Края от 14 июня 2016 г. N 21/50 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - Публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравнены к нему категориям потребителей, на 2016 год" (далее - постановление от 14 июня 2016 г. N 21/50).
В обоснование заявления административный истец указывает, что органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в электроэнергетике, поскольку в оспариваемом постановлении административный ответчик превысил компетенцию при издании нормативного правового акта и применил не подлежащий применению раздел VIII "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения), регулирующий вопросы функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и не применил разделы VII, XII Основных положений.
Решением Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Белая Гора" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Относительно жалобы Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края представил возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) является уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 г. N 142-пр (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4.14 Положения по вопросам тарифного регулирования в пределах своей компетенции Комитет принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 5 Основных положений на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном Основами ценообразования порядке.
Как следует из мате дела постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 770 Хабаровский край включен в Перечень территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности), в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с Основами ценообразования.
Электрическая энергия, приобретаемая гарантирующим поставщиком ПАО "ДЭК" с 1 января 2014 г. у производителя энергии - Николаевской ТЭЦ на розничном рынке, поставляется потребителям Николаевского района Хабаровского края, в том числе ООО "Белая Гора".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 433 в пункт 78 Основ ценообразования внесены изменения, в соответствии с которыми абзац 7 изложен в следующей редакции "в субъектах Российской Федерации, часть территории которых включена в перечень территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка, а другая часть территории включена в перечень территориально изолированных технологических систем и (или) является территорией, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, средневзвешенная стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), приходящаяся на весь объем электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком в соответствии с утвержденным прогнозным балансом, может устанавливаться в целом по субъекту Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо принять до 15 июня 2016 г. решения об установлении (о пересмотре) в соответствии с настоящим постановлением на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности:
цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей), в виде формул;
цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, включающих в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт величины мощности;
средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на розничных рынках электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам).
Предусмотреть вступление указанных решений в силу с 1 июля 2016 г.
Во исполнение указанного постановления органом регулирования было принято оспариваемое постановление.
Действующим законодательством не предусмотрена исключительная компетенция Правительства Российской Федерации по определению территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Согласно сводному прогнозному балансу производства и поставки электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Хабаровскому краю на 2016 год, Николаевская ТЭЦ указана как станция розничного рынка, с объемом производства электрической энергии равному объему ее реализации на территории Хабаровского края.
Отсутствие технологической связи между СП "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" ОАО "ДГК" и Единой энергетической системой России подтверждается письмом ОАО "ФСК ЕЭС" от 25 августа 2016 г. N М3/4/1846, представленным административным ответчиком.
Исходя из того, что территория Николаевского муниципального района, на которой гарантирующий поставщик реализует потребителям электрическую энергию, закупаемую на розничном рынке у Николаевской ТЭЦ, является территорией, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, орган регулирования правильно руководствовался требованиями раздела VIII "Основные положения функционирования розничные рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами" в силу прямого указания в законодательстве.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 58-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был