Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 1-АПГ16-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Артикрейд"
о признании недействующим пункта 1 решения муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" от 30 декабря 2015 г. N 27/3 "Об утверждении тарифов для МУП "Соловки "Сервис" в части слов "Использование причала при грузовых операциях: Перевалка груза - 500 руб./фрахтовая единица", пункта 2 данного решения
по апелляционной жалобе муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое"
на решение Архангельского областного суда от 2 августа 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Артикрейд" Гасяка Р.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Артикрейд" обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 решения муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" от 30 декабря 2015 г. N 27/3 "Об утверждении тарифов для МУП "Соловки "Сервис" в части слов "Использование причала при грузовых операциях: Перевалка груза - 500 руб./фрахтовая единица", пункта 2 данного решения.
Решением Архангельского областного суда от 2 августа 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись c решением суда первой инстанции, административный ответчик обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Представители муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение "Соловецкое", администрации муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое", МУП "Соловки Сервис" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что между ООО "Судоходная компания "Артикрейд" и МУП "Соловки "Сервис" заключен договор от 16 июля 2007 г. N ..., согласно которому общество осуществляло операции по погрузке, выгрузке грузов на грузовом причале "Тамарин".
До принятия оспариваемого нормативного правового акта тариф за перевалку груза составлял 100 руб./тонна (погрузка, выгрузка груза с использованием мощностей причала).
Как указывает административный истец, тариф за перевалку груза (использование причала при грузовых операциях) в размере 500 руб./фрахтовая единица необоснованно увеличен, нарушает антимонопольное законодательство и установлен неуполномоченным органом. Кроме того, орган местного самоуправления незаконно ограничил эксплуатационную нагрузку на муниципальный причал (850 кг/кв.м), что ведет к прекращению грузовых операций на этом причале.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Установление тарифов для муниципальных предприятий и учреждений отнесено к компетенции муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" также Уставом муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое", утвержденным его решением от 9 сентября 2013 г. N 50/1.
Ссылаясь на указанные нормативные правовые акты, административный ответчик считает, что ограничение нагрузки на муниципальный причал "Тамарин" и установление тарифов на услуги МУП "Соловки Сервис" на данном причале отнесены к его компетенции. Кроме того, поскольку на территории поселка Соловецкий действуют два грузопассажирских причала - "Тамарин" и "Монастырский" - и грузовой терминал ОАО "АрхРечПорт", то регулируемая муниципальная организация не является единственным предприятием, которое осуществляет погрузку и выгрузку грузов в морском терминале Соловки морского порта Онега.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что МУП "Соловки "Сервис" является субъектом естественной монополии и муниципальный совет муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" не наделен полномочиями по установлению тарифов. Кроме того, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно устанавливать эксплуатационную нагрузку и вводить запреты на въезд на причал транспортных средств, общий вес которых превышает произвольно установленную величину.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.
Названный Федеральный закон определяет причал как портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях отнесены услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 названного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В указанный Перечень включены услуги по погрузке и выгрузке грузов.
Согласно пунктам 4, 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950, органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), является Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп.
Из подпункта 14.1 пункта 9 названного Положения следует, что Агентство устанавливает тарифы (цены, сборы) на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В рассматриваемом случае МУП "Соловки Сервис" осуществляет на причале "Тамарин" услуги по погрузке, выгрузке грузов, относящиеся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.
Из пункта 12 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса России от 9 июля 2014 г. N 182, следует, что деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.
Согласно приказу Минтранса России от 22 января 2014 г. N 13 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Онега" причал "Тамарин" указан в качестве единственного причала морского терминала Соловки, осуществляющего, помимо пассажирских, также и грузовые операции, в том числе с нефтью и нефтепродуктами.
Причал "Тамарин" представляет собой пирс длиной 120 м, шириною 12 м, проектной глубиной 7,31 м, состоящий из сквозной балочно-ригельной конструкции металлических свай-коробов, покрыт железобетонными плитами; 28 октября 2011 г. надлежащим образом категорирован на соответствие требованиям транспортной безопасности согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
По результатам освидетельствования, проведенного ФГБУ ВПО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова", причал "Тамарин" признан годным к эксплуатации, выдано свидетельство о годности гидротехнического сооружения к эксплуатации от 10 октября 2013 г. сроком до 10 октября 2016 г., имеется декларация безопасности, составленная и выданная в порядке, установленном Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303.
В настоящее время проведено очередное освидетельствование причала "Тамарин" и выдано свидетельство о годности гидротехнического сооружения к эксплуатации от 29 июля 2016 г. сроком до 29 июля 2019 г.
Организация и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений возложены на государственные органы исполнительной власти Российской Федерации.
Эксплуатация причала "Тамарин" осуществляется при наличии декларации безопасности, выданной в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303.
С 11 мая 2015 г. в морском порту Онега функционирует причал АО "АрхРечПорт", который представляет собой временный наплавной грузовой причал длиною 28,6 м, с объявленной осадкой судов 4 м, категорированный, но не прошедший освидетельствование портового гидротехнического сооружения, поскольку в его составе отсутствуют стационарные гидротехнические сооружения.
По своим техническим характеристикам причал АО "АрхРечПорт" не соотносим с причалом "Тамарин" и уступает последнему. Являясь плавучим краном, обеспечивающим перегрузочные работы по варианту "судно-берег", причал АО "АрхРечПорт" не в состоянии обеспечивать перевалку груза габаритных судов.
Так, согласно распоряжению Капитана морского порта Онега от 29 июня 2015 г. N 2 "Об осадках судов, совершающих плавание в акватории морского порта Онега" к наплавному грузовому причалу АО "АрхРечПорт" разрешен подход судов с максимальной длиной 100 м, максимальной осадкой судов 4 м.
Кроме того, заявление о включении грузового терминала АО "Архречпорт" в Обязательные постановления в морском порту Онега от АО "АрхРечПорт" поступило в Федеральное агентство морского и речного транспорта только 10 мая 2016 г.
Назначение причала "Монастырский" является исключительно пассажирским (приказ Минтранса России от 22 января 2014 г. N 13).
С учетом изложенного причал "Тамарин" является единственным общедоступным гидротехническим стационарным сооружением, предназначенным для перевалки всех грузов на терминале Соловки.
Невключение организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не свидетельствует безусловно об отсутствии у этой организации статуса субъекта естественный монополии с учетом осуществляемой ею деятельности.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что МУП "Соловки Сервис" является единственным хозяйствующим субъектом в географических границах рынка, на котором оно осуществляет указанные услуги, поэтому у административного ответчика отсутствовали полномочия на установление предприятию тарифа за перевалку грузов как субъекту естественной монополии.
Установление органом местного самоуправления эксплуатационной нагрузки на причал также является неправомерным.
В соответствии с пунктами 187, 188 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 N 620, каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
Объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения.
Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается.
Согласно технической документации, выданной в отношении причала "Тамарин" (паспорт гидротехнического сооружения, акт освидетельствования портового гидротехнического сооружения от 10 октября 2013 г., составленный ФГБУ ВПО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова"), причальный комплекс имеет категории нагрузок: равномерно распределенная нагрузка - 2,0 тс/кв.м, автомобильная нагрузка (от автомобильного колесного транспорта) - по схеме Н-10. Нагрузка Н-10 представляет собой двухосный автомобиль полной массой 10 тонн с нагрузкой на переднюю ось 3,0 тонны, на заднюю - 7,00 тонны.
В соответствии с пунктом 195 Технического регламента при возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта инфраструктуры морского транспорта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен.
Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения.
В течение 2015 года обследование причала "Тамарин" аккредитованными организациями с заключением об изменении режима эксплуатации гидротехнического сооружения не проводилось, изменения в технические документы не вносились, доказательства обратного не представлено.
Поскольку вопросы эксплуатации причальных сооружений, в том числе эксплуатационных нагрузок объектов инфраструктуры морского транспорта, регулируются федеральным законодательством, то у органа местного самоуправления отсутствовали соответствующие полномочия по изменению указанных параметров.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Архангельского областного суда от 2 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального совета муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 1-АПГ16-15
Текст определения официально опубликован не был