См. ответ, направленный письмом Банка России от 17 февраля 2017 г. N 03-28-1/1117
Ассоциация российских банков обращается в связи с вопросом, касающимся определения понятия "иностранные финансовые инструменты" в российском законодательстве и правоприменительной практике.
28.12.2016 был принят Федеральный закон N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" (далее - Закон N 505-ФЗ).
Закон N 505-ФЗ разработан в соответствии с подпунктом "ф" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, а также на основании поручений Правительства Российской Федерации от 28 января 2014 г. N ИШ-П13-418, от 23 августа 2014 г. N АД-П13-6397.
Законом N 505-ФЗ, помимо прочего, вводится понятие "иностранного финансового инструмента" в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 79-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 79-ФЗ (в ред. Закона N 505-ФЗ) для целей данного закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:
1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. При этом в Законе N 79-ФЗ понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 части статьи 1 Закона N 79-ФЗ (в ред. Закона N 505-ФЗ) в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1 части статьи 1 Закона" следует читать "пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона"
3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 Закона N 79- ФЗ;
5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.
Таким образом, понятие иностранных финансовых инструментов, введенное в Закон N 79-ФЗ, является достаточно широким и включает, в том числе, ценные бумаги, доли участия, ПФИ, доверительное управление, кредиты и займы. Определение введено для того, чтобы четко очертить круг финансовых инструментов, которыми не могут владеть государственные и приравненные к ним служащие.
Вышеуказанные нормы Закона N 79-ФЗ вступят в силу с 28.06.2017.
Вместе с тем следует учитывать, что базовым законом, регулирующим финансовые инструменты, является Закон N 39-ФЗ. В настоящее время данный базовый закон вообще не содержит определение "иностранный финансовый инструмент".
В этой связи существует опасение, что в отсутствие в базовом Законе N 39-ФЗ определения иностранного финансового инструмента новые нормы Закона N 79-ФЗ об иностранных финансовых инструментах могут толковаться расширительно и будут использоваться судом, потребителями финансовых услуг и иными лицами по аналогии закона вне контекста Закона N 79-ФЗ, что может привести к следующим неблагоприятным последствиям:
- запрет привлечения финансирования лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, у любых иностранных лиц, поскольку согласно новой редакции Закона N 79-ФЗ в определение "иностранные финансовые инструменты" входят договоры займа и кредитные договоры, подписанные с иностранными кредиторами;
- ограничения для неквалифицированных инвесторов по заключению ПФИ с иностранными лицами по российскому праву, поскольку согласно новой редакции Закона N 79-ФЗ в определение "иностранные финансовые инструменты" входят все ПФИ с иностранцами.
С учетом вышеизложенного Ассоциация просит поддержать позицию банковского сообщества в целях скорейшего внесения "пакетных" изменений в законодательство, вводящих самостоятельное определение иностранного финансового инструмента в Закон N 39-ФЗ и предусматривающих прямое указание в Законе N 79-ФЗ на то, что содержащееся в данном законе определение "иностранные финансовые инструменты" не может применяться к отношениям, которые регулируются Законом N 39-ФЗ.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 3 февраля 2017 г. N А-02/5-56 "Об определении понятия "иностранные финансовые инструменты"
Текст письма официально опубликован не был