Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 декабря 2016 г. N 03-05-06-03/71566
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины представителем плательщика данного сбора и сообщает.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора.
В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.
На основании пункта 3 статьи 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Положения главы 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК РФ допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1 статьи 26 НК РФ).
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 26 НК РФ).
В соответствии со статьей 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. N 41-О положения пунктом 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно от своего имени и за счет своих собственных средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Поэтому уплата государственной пошлины может быть произведена через уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган. В случае, если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.
Одновременно обращаем внимание, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. подписан Федеральный закон N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает, в частности, возможность уплаты налогов (сборов) за налогоплательщиков (плательщиков сборов) иными лицами. Данное положение Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017 года.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ факт уплаты госпошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой органа, осуществляющего открытие и ведение счетов. Факт уплаты наличными подтверждается квитанцией, выдаваемой плательщику банком, либо должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Уплата пошлины подтверждается также с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.
Уплата пошлины может быть произведена через уполномоченного представителя при условии, что в платежных документах указано, что соответствующая сумма уплачена именно плательщиком. Если пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика, то в отношении надлежащего обязанность по уплате не будет считаться исполненной.
С января 2017 г. вступили в силу изменения в НК РФ, предусматривающие, в частности, возможность уплаты налогов (сборов) за налогоплательщиков иными лицами.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 декабря 2016 г. N 03-05-06-03/71566
Текст письма официально опубликован не был