Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 декабря 2016 г. N 03-11-12/76435
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Вместе с тем в зависимости от места нахождения (места жительства) или места деятельности объем обязанности по уплате конкретных налогов может быть неодинаковым. Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям.
В связи с этим равенство в налогообложении реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство налогоплательщиков с учетом их фактической способности к уплате налога.
Исходя из положений статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Так, согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от:
средней численности наемных работников;
количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве;
количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса;
территории действия патентов, определенной в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса.
Кроме того, на основании подпункта 4 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Также необходимо отметить, что переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно и в соответствии с порядком, установленным главой 26.5 Кодекса.
Таким образом, действующая патентная система налогообложения базируется на общих принципах налогообложения, в том числе принципе всеобщности и равенства налогообложения, недопущения нарушения единого экономического пространства Российской Федерации, и позволяет разумно сочетать такие разновекторные цели государственного регулирования экономики как обеспечение доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации при одновременном создании привлекательных условий для развития деловой активности в отдельных территориях.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что патентная система налогообложения устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на соответствующих территориях.
Регионы вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников; количества, грузоподъемности транспортных средств, количества посадочных мест; количества обособленных объектов (площадей) в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности; территории действия патентов.
Кроме того, регионы вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода.
Переход на патентную систему или возврат к иным режимам налогообложения производится добровольно.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 декабря 2016 г. N 03-11-12/76435
Текст письма официально опубликован не был