Письмо Минфина России от 26 декабря 2016 г. N 02-07-10/77857
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу отражения в учете обязательств по налогу на имущество организаций на основании налоговых деклараций по итогам отчетного года и сообщает.
Обязательные общие требования к бухгалтерскому (бюджетному) учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в бухгалтерском учете подлежат отражению факты хозяйственной жизни, к которым относятся - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта (в рассматриваемом случае - получателя бюджетных средств), финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Признание обязательства по уплате налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которое предусматривает уплату денежных средств соответствующего бюджета, относится к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем, указанные обязательства признаются в бюджетном учете.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Вместе с тем, обязательным условием определения объекта учета (обязательства) является определение его стоимостной величины, которое по налоговым обязательствам возникает по факту завершения финансового года и определения необлагаемой базы на отчетную дату.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 7 Инструкции 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
В то же время, пунктом 6 Инструкции 157н установлено, что субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, устанавливая в том числе правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, а также иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, учетной политикой получателя бюджетных средств может быть предусмотрено, что первичным учетным документом для признания налогового обязательства по итогам года является налоговая декларация.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации срок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций установлен не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Инструкция 157н не содержит прямых норм, определяющих момент признания в бюджетном учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда определение стоимостного значения обязательства возникает в году, следующим за отчетным.
При определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по налоговым обязательствам необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни.
Таким образом, в случае, если учреждение (субъект учета) в ходе своей деятельности оказывает за плату услуги (работы), по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).
Поскольку деятельность получателей бюджетных средств (в частности, органов государственной власти) не направлена на извлечение дохода от оказания услуг (работ), то отражение (признание) расходов по налоговым обязательствам по итогам года возможно, исходя из особенностей доведения лимитов бюджетных обязательств на принятие бюджетных обязательств, как за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, так и очередного.
Если налоговое обязательство принимается за счет лимитов бюджетных обязательств года, следующего за отчетным, то в бухгалтерском учете указанное обязательство, исходя из учетной политики, может быть принято как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующим за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде).
По мнению Департамента, определение момента признания обязательства по налоговым платежам исходя из совокупности условий определения денежного эквивалента обязательства и наличия подтверждающего первичного документа (налоговой декларации), а также права на принятия такого обязательства в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями на соответствующий год и с учетом особенности осуществления финансовой деятельности получателя бюджетных средств, соответствует нормативным актам Минфина России, регулирующим порядок ведения учета получателями бюджетных средств, и не противоречит положениями законодательства о бухгалтерском учете Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в бухгалтерской (финансовой) отчетности получателя бюджетных средств расходы по принятому налоговому обязательству могут отражаться в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) как кредиторская задолженность в объеме обязательства, принятого за счет лимитов бюджетных обязательств очередного года.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России указал, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности получателя бюджетных средств расходы по принятому налоговому обязательству могут отражаться в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) как кредиторская задолженность в объеме обязательства, принятого за счет лимитов бюджетных обязательств очередного года.
Письмо Минфина России от 26 декабря 2016 г. N 02-07-10/77857
Текст письма официально опубликован не был