Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 403-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.Л. Бурковым, О.Н. Епифановой и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), которыми предлагается:
установить новый вид страховой пенсии;
включить в иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, периоды получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные и муниципальные образовательные организации;
увеличить засчитываемый в страховой стаж период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста с полутора до трех лет, и в общей сложности с шести до двенадцати лет;
расширить категорию лиц, которым устанавливаются повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Законопроект противоречит концепции Федерального закона N 400-ФЗ, основанного на страховых принципах, то есть расчета размера пенсии в прямой зависимости от периодов страхового стажа, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и их размера. При этом отмечаем, что увеличение иных периодов, включаемых в страховой стаж, потребует согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнительное финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Устанавливаемое законопроектом право на новый вид страховой пенсии лицам, уже получающим страховую пенсию, противоречит части 1 статьи 5 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку в соответствии с указанной нормой лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом N 400-ФЗ устанавливается только одна пенсия по их выбору.
В пунктах 4, 5 и 6 части 4 статьи 1 законопроекта выплаты, связанные с достижением определенного возраста (80 лет) либо престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, предлагается устанавливать с наступлением возраста 70 лет. Учитывая, что изменяемые нормы связаны с другими федеральными законами, законопроект следует соотнести с нормами статей 14, 17.1, 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", части 2 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", пункта 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктах 4, 5 и 6 части 4 статьи 1 законопроекта" следует читать "пунктах 4, 5 и 6 статьи 1 законопроекта"
Кроме того, поскольку предлагаемые выплаты изначально предусмотрены не как доплаты к пенсии, а как компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, проектируемые нормы требуют соотнесения с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, предусматривающим учет периода ухода за лицом, достигшим 80 лет, в страховой стаж.
Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 7 Федерального закона N 400-ФЗ при внесении в настоящий закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период. Вместе с тем средства на реализацию законопроекта Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены.
Кроме того, учитывая текущую календарную дату, требует уточнения предложенная в статье 2 законопроекта дата вступления в силу федерального закона - 1 января 2017 года.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.