Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Плацебо" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта оказание комплекса услуг по организации и проведению молодежного фестиваля кино о малой родине в части организационно-технического обеспечения (номер извещения 0173100003516000120) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в ненадлежащем установлении срока для подачи заявок на участие в Аукционе, поскольку все дни срока являются выходными (нерабочими).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.12.2016 (далее - ЕИС);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 1 участника закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил ненадлежащий срок подачи заявок на участие в Аукционе с 22 часов 33 минут 30.12.2016 по 08 часов 00 минут 09.01.2017, тем самым не обеспечив Заявителю доступ к участию в Аукционе, поскольку период подачи заявки установлен на выходные и праздничные дни, что является заведомо неисполнимым условием для участия в Аукционе.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 30.12.2016 в 22 часа 32 минуты Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 09.01.2017 до 08 часов 00 минут.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3. Раздела 1 "Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Кроме того, в пункте 6.2. Регламента организации и проведения электронных аукционов Сбербанк-АСТ указано, что Оператор обязан зачислить поступившие денежные средства на лицевые счета участников в течение не более чем 1 часа с момента получения от расчетной организации (банка) информации о поступлении денежных средств. Зачисление осуществляется в период с 10-00 до 18-00 часов по времени Оператора. В случае, если данные были получены до 10-00 часов текущего рабочего дня, либо после 18-00 часов предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня.
При этом, согласно доводу жалобы Заявителя, у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе до 09.01.2017 08 часов 00 минут ввиду отсутствия возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, поскольку Оператор электронной площадки производит зачисление денежных средств не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня, так как данные были получены после 18-00 часов предыдущего рабочего дня.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году", на следующий день после объявления закупки 30.12.2016 наступают официальные праздничные и выходные дни, а именно с 01.01. 2017 по 08.01.2017 года, 31.12.2017 - суббота.
Учитывая, что первым рабочим днем в 2017 году является 09.01.2017, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, Заказчик, установив срок подачи заявок с 30.12.2016 по 09.01.2017 необоснованно сократил количество участников Аукциона в нарушение принципа обеспечения конкуренции закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе, исключив из числа участников Аукциона лиц, у которых отсутствовали на лицевом счете электронной площадке денежные средства на внесение обеспечения заявок в закупке, а также лиц, которые не аккредитованы на электронной площадке.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционе, не соответствуют статье 8 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе участникам закупки необходимо оказать, в том числе, услуги по изготовлению "значка Мероприятия. Размер до 18 мм х 20 мм. Материал: смола. Тип крепления должен быть "бабочка" (цанга)", "бейджа участника. Размер от 65 мм х 110 мм, нанесение должно быть полноцветное не менее 2+0, бумага должна быть полностью от 345 г/м(2) мелованная, односторонняя глянцевая ламинация, лицевая сторона не должна ламинироваться, евроотверстие под крепление, кругление углов" или "разработка дизайн-макета бейджа почетного гостя (размер 110 мм х 70 мм). На каждом бейдже должен быть размещен логотип мероприятия, логотип Росмолодежи, наименование мероприятия, место для вписания Ф.И.О. участника, категория "Почетный гость". Этой категории бейджей должен соответствовать красный цвет".
Вместе с тем, из условий Технического задания документации об Аукционе следует, что исполнителю на основании разработанного фирменного стиля необходимо обеспечить участников мероприятия следующей продукцией: "Значки мероприятия" в количестве 236 (двести тридцать шесть) шт, "бейджи участника" в количестве 200 (двести) штук, "бейджи почетного гостя" в количестве 10 (десять) штук.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к описанию участниками Аукциона в составе заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, показателей результатов оказываемых услуг по изготовлению значков мероприятия, бейджей участников и бейджей почетных гостей.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком осуществляется, в том числе, закупка услуг по изготовлению "значка Мероприятия. Размер до 18 мм х 20 мм.,"бейджа участника". Размер от 65 мм х 110 мм", "бейджа почетного гостя". Размер 110 мм х 70 мм.
Таким образом, действия Заказчика, установившего избыточные требования содержанию заявки, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 стать 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком не установлено в проекте государственного контракта положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, действия заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Плацебо" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 63, части 1 пункта 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.01.2017 по делу N К-39/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2017 г. N К-39/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был