Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия Управления государственных закупок Тюменской области (далее - Уполномоченный орган), ГКУ Тюменской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство школы на 1200 учебных мест в мкр. Ямальский-2 г. Тюмень (с использованием ПД повторного применения)" (номер извещения 0167200003416009623) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено начало срока подачи заявок на участие в Аукционе 26.12.2016, а также срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
2. В извещении и в документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен запрет на оказание услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).
3. Извещение о проведении Аукциона не содержит сроки завершения работы, либо график оказания услуг, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 26.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 991 143 450 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) победителем Аукциона признано АО "АИЖК по Тюменской области" с предложением о цене контракта 991 143 450 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено начало срока подачи заявок на участие в Аукционе 26.12.2016, а также срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе
По мнению Заявителя, согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, таким образом, размещая извещение о проведении электронного аукциона от 26.12.2016 г., началом срока для подачи заявок на участие в Аукционе необходимо считать 27.12.2016, а следовательно, срок подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе определен не в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.12.2016. Срок начала подачи заявок на участие установлен 26.12.2016.
Согласно разделу 12 Информационной карты документации об Аукционе установлены даты начала и окончания срока предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации с 26.12.2016 по 09.01.2017 (срок направления участником электронного аукциона запроса о даче разъяснений положений документации с 26.12.2016 по 07.01.2017).
Согласно документации об Аукционе дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 11.01.2017.
Согласно доводу Заявителя, датой предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации необходимо считать 08.01.2017, и крайний срок направления участником электронного аукциона запроса о даче разъяснений положений документации - 06.01.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку установления даты начала подачи заявок, а также, что указанные сроки установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в извещении и в документации об Аукционе, Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен запрет на оказание услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
На заседании Комиссии Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что в документации об Аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Извещение о проведении Аукциона не содержит сроки завершения работы, либо график оказания услуг, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
Пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Вместе с тем, согласно Извещению о проведении Аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом срок завершения работы установлен как "согласно документации об Аукционе".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, Извещение о проведении Аукциона не содержит печень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона, а именно, "наличие свидетельства СРО на Виды работ по строительству и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссии прийти к выводу о том, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не представляется возможным, поскольку материалы по настоящей жалобе не содержат обратного.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно разделу 2.10. Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами документации об Аукционе установлено: "Осуществление заказчиками закупки услуг по прокату товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно прилагаемой таблице "Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 77.29.14 Услуги по прокату бытовых бельевых изделий, 77.29.15 Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви".
Вместе с тем, согласно разделу 4 информационной карты документации об Аукционе Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами документации об Аукционе- "не установлены".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требование в разделе 2.10. документации об Аукционе установлено ошибочно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссии прийти к выводу о том, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не представляется возможным, поскольку материалы по настоящей жалобе не содержат обратного.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2017 г. N А40-65023/17-93-576 пункт 1 резолютивной части настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" обоснованной в части не установления в извещении о проведении Аукциона сроков завершения работы, либо график оказания услуг, а также исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2017 г. N А40-65023/17-93-576 пункт 2 резолютивной части настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 2 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, не выдавать, в связи с тем, что не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2017 г. N А40-65023/17-93-576 пункт 4 резолютивной части настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
4. Передать материалы от 16.01.2017 по делу N К-29/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2017 г. N К-29/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был