Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июля 2017 г. N А40-62824/17-94-580 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эксплуатационная строительная компания "АТ-НЕВА" (далее - Заявитель) на действия Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию систем противопожарной защиты административных зданий Минюста России по адресам: ул. Житная, д. 14, стр. 1, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1 и ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1 (номер извещения 0173100010816000101) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 034 586 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.01.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, а именно: работы, являющиеся предметом закупки, относимы к коду ОКПД2 33.12.19.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки", включенному в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р) (далее - Перечень).
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень.
Объектом закупки является комплексное техническое обслуживание систем противопожарной защиты административных зданий Минюста России по адресам: ул. Житная, д. 14, стр. 1, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1 и ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1, код ОКПД2 80.20.10.000 "Услуги систем обеспечения безопасности".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что услуги, являющиеся объектом закупки, не относимы к коду ОКПД2 33.12.19.000, при этом, код ОКПД2 80.20.10.000, установленный Заказчиком для данного объекта закупки, не включен в Перечень.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 3.10 "Требования к содержанию и описанию предложения участника конкурса в отношении объекта закупки (оказываемых услуг)" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Требования к описанию участниками конкурса оказываемых услуг, в случае если они являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с требованиями части IV "Техническая часть конкурсной документации. Техническое задание" и по форме "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", приведенной в части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
Пунктом 3.8.3 Конкурсной документации установлено следующее: "Представление заявки на участие в конкурсе с отклонением по форме, установленной конкурсной документацией, расценивается Комиссией как несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией".
В подпункте 3 пункта 24 Информационной карты Конкурсной документации, в том числе установлено: "Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в соответствии с разделом 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе", примерными формами документов, установленными частью III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" и должна содержать: Предложение о качестве работ, оформляемое в соответствии с Формой 4 части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
В Части IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" содержится, в том числе следующее: "5.2.1. Перечень оказываемых Услуг: 5.2.1.1. Внешний осмотр составных частей системы (электротехнической части щита дистанционного управления, электропанели этажного клапана щита местного управления, исполнительных устройств, вентиляторов, насосов и т.д.; сигнализационной части - приемно-контрольных приборов, шлейфа сигнализации, извещателей, оповещателей и т.п.) на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений, наличие пломб и т.п. 5.2.1.2. Контроль рабочего положения выключателей и переключателей, исправности световой индикации, наличие пломб на приемно-контрольном приборах, шкафах, пультах. 5.2.1.3. Контроль основного и резервного источников питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный".
При этом, в Форме 4 Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен указать, в том числе следующую информацию: "Наименование показателя (заполняется в соответствии с частью IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ"); Требуемое значение (заполняется в соответствии с частью IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ"); Предложение участника конкурса".
Кроме того, в подпункте 2 пункта 2 Формы 2 "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен указать, в том числе следующую информацию: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Содержание:; Единица измерения (указываются единицы измерения в соответствии с частью IV. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ")".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в предложении о качестве работ участник закупки должен указать только согласие на выполнение работ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в Части IV) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 4 Конкурсной документации. Вместе с тем, полнота описания указанных сведений является основанием для принятия Конкурсной комиссией решения о соответствии, либо несоответствии заявки участника Конкурсе требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта" (Значимость критерия 60%) и "Квалификация участника закупки" (Значимость критерия 40%).
По критерию "Квалификация участника закупки" оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется с учетом следующих показателей: Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (Значимость показателя 10%), Деловая репутация участника (Значимость показателя 45%), Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг (Значимость показателя 45%).
По показателю "Деловая репутация участника" установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе: "По показателю "Деловая репутация участника" в настоящей конкурсной документации понимается продолжительность успешно оказанных участником конкурса услуг сопоставимого характера и объема, подтвержденные копиями соответствующих государственных контрактов (договоров), заключенных и надлежаще исполненных участником на оказание услуг, сопоставимого характера и объема со всеми приложениями и дополнениями к ним, копиями актов оказанных услуг по данным контрактам (договорам).
Показатель квалификации участника определяется исходя из заявленных в заявке участником сведений о количестве лет успешного оказания участником закупки услуг сопоставимого характера и объема настоящего конкурса, с приложением копий ранее исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним, копий актов оказанных услуг по данным контрактам (договорам).
Количество предоставленных участником конкурса договоров (контрактов) не ограничивается. Для подтверждения деловой репутации участника за один год достаточно представление одной копии ранее исполненного в конкретном году контракта (договора) со всеми приложениями и дополнениями к нему, копиями актов оказанных услуг по данному контракту (договору), свидетельствующих об успешном оказании участником закупки услуг в данном году. Данные по показателю суммируются по каждому году, по которому представлены копии контрактов (договоров), со всеми приложениями и дополнениями к ним, копиями актов оказанных услуг по данным контрактам (договорам)".
Кроме того, в Конкурсной документации установлено: "Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги по комплексному техническому обслуживанию систем противопожарной защиты административных зданий применительно к конкретному объекту капитального строительства".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки объема опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, а также применимость "к конкретному объекту капитального строительства".
Кроме того, исходя из указанного порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация", не представляется возможным определить, каким именно образом будет исчисляться количество лет успешного оказания услуг на основании представляемых участниками закупки контрактов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 3 "Требования к участникам" Технического задания Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "3.1 Наличие действующей лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с соответствующими процедуре видами работ; 3.2 Наличие действующего Свидетельства о допуске к определенным видам работ выданных саморегулируемой организацией на осуществление строительства и проектирования систем обеспечения пожарной безопасности; 3.3 Наличие круглосуточной оперативно-диспетчерской службы и службы техподдержки".
В пункте 24 "Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" Информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в Конкурсе. При этом, в указанном пункте отсутствует информация о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Конкурсе Свидетельства о допуске к определенным видам работ выданных саморегулируемой организацией на осуществление строительства и проектирования систем обеспечения пожарной безопасности.
Кроме того, в пункте 12 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона)" Информационной карты Конкурсной документации установлено только требование о наличии действующей лицензии право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктами 1 - 6, 11 "Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", при этом иные дополнительные требования, в том числе указанные в подпунктах 3.2 и 3.3 Технического задания Конкурсной документации, не установлены.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать Свидетельство о допуске к определенным видам работ выданных саморегулируемой организацией на осуществление строительства и проектирования систем обеспечения пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлено надлежащим образом требование к составу заявки на участие в Конкурсе, поскольку не представляется возможным однозначно установить необходимость предоставления в составе заявки на участие в Конкурсе Свидетельство о допуске к определенным видам работ выданных саморегулируемой организацией на осуществление строительства и проектирования систем обеспечения пожарной безопасности, а также группу указанных работ.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Подпунктом 15 пункта 24 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, в случае, если в конкурсной документации установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эксплуатационная строительная компания "АТ-НЕВА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 10.01.2017 N К-14/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2017 г. N К-14/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июля 2017 г. N А40-62824/17-94-580 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству