Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Г. Шевкуна к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Г. Шевкун оспаривает конституционность примененных в его деле судами общей юрисдикции положений статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", устанавливающих, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения (пункт "б" части первой); в случае, если пенсионер приобрел право на такой перерасчет, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом (часть вторая).
Как следует из представленных материалов, В.Г. Шевкуну в соответствии с его заявлением была назначена пенсия за выслугу лет с 20 марта 1999 года (момента увольнения с военной службы). Решением Военного суда Тверского гарнизона от 5 октября 1999 года была изменена дата исключения заявителя из списков личного состава воинской части, в связи с чем он приобрел право на перерасчет пенсии в связи с увеличением продолжительности выслуги лет. В 2015 году В.Г. Шевкун обратился с заявлением о перерасчете пенсии с момента ее назначения в Военный комиссариат Тверской области, который произвел перерасчет и выплату пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения с соответствующим заявлением.
Решением Центрального районного суда города Твери от 28 марта 2016 года, оставленным без изменений судами вышестоящих инстанций, В.Г. Шевкуну было отказано в удовлетворении требования о перерасчете размера пенсии с момента ее назначения в 1999 году, поскольку заявитель до 2015 года с заявлением о перерасчете пенсии не обращался, а в пенсионном органе отсутствовали сведения об изменении продолжительности его выслуги лет.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2, 7, 15 (часть 1), 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают реализацию права военных пенсионеров на перерасчет пенсии в сторону увеличения в беззаявительном порядке и ограничивают выплату разницы между новым и прежним ее размерами за прошлое время 12 месяцами.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения, закрепляя срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, а также обусловливая такой перерасчет обращением военных пенсионеров за его проведением, обеспечивают им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии. При этом законодатель гарантировал сохранение выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время при обращении за перерасчетом после возникновения права на него. Такое правовое регулирование направлено на повышение жизненного уровня указанной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее их права.
Как следует из жалобы, В.Г. Шевкун настаивает на том, что перерасчет пенсии в связи с изменением продолжительности выслуги лет должен осуществляться с момента возникновения на него права независимо от времени обращения пенсионера. Однако разрешение этого вопроса к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шевкуна Владимира Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 46-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шевкуна Владимира Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)