Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.Д. Кононовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.Д. Кононова оспаривает конституционность пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ), согласно которому единовременная выплата средств пенсионных накоплений при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочно) осуществляется лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, 26 ноября 2008 года заявительница добровольно вступила в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, которая была ей назначена с 20 сентября 2012 года. С октября 2014 года выплата накопительной части пенсии, как ошибочно назначенной, была прекращена. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказали Н.Д. Кононовой в восстановлении выплаты накопительной части пенсии на том основании, что ее размер, рассчитанный исходя из определенной надлежащим образом продолжительности ожидаемого периода выплаты, составил менее 5 процентов от суммы размеров страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемую норму.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение вступает в противоречие со статьями 2, 7, 18, 19 (часть 1), 39 (части 2 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку императивно предусматривает единовременную выплату средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, у которых размер накопительной части трудовой пенсии в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), чем исключает возможность выбора ими варианта реализации права на получение средств пенсионных накоплений, безотносительно к факту их добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционное право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации, в частности, путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования.
Устанавливая в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" основы государственного регулирования данного вида обязательного социального страхования, а также определяя правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, законодатель в статье 29 указанного Федерального закона предусмотрел возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на накопительную пенсию).
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, был принят Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", который установил порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
В дальнейшем были законодательно определены виды выплат, осуществляемых за счет средств пенсионных накоплений, а также порядок их финансирования и условия назначения (статьи 2-5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"). В частности, пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона было установлено условие единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, согласно которому она производится в случае, если размер накопительной части трудовой пенсии по старости в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части). Тем самым, по существу, одновременно было определено также условие назначения накопительной части трудовой пенсии, которое впоследствии было закреплено применительно к накопительным пенсиям в части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительных пенсиях".
Таким образом, в системе обязательного пенсионного страхования был поэтапно создан правовой механизм формирования пенсионных накоплений и реализации права застрахованных лиц на выплаты за счет средств указанных накоплений.
Оспариваемое Н.Д. Кононовой законоположение, выступая неотъемлемым элементом данного механизма и согласуясь с основными принципами его функционирования, направлено на стимулирование более активного и продолжительного участия застрахованных лиц в формировании пенсионных накоплений и, следовательно, на повышение уровня их пенсионного обеспечения исходя из соотношения возможного размера накопительной части трудовой пенсии с совокупным размером трудовой пенсии либо путем назначения накопительной части трудовой пенсии, либо посредством единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кононовой Наталии Дмитриевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 44-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кононовой Наталии Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)