Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" разработан "в целях реализации решения, принятого Минтрансом России совместно с организациями российских судовладельцев и профсоюзов, представляющих интересы моряков, по исключению из законодательства Российской Федерации уставов о дисциплине, регулирующих дисциплину труда на морском и внутреннем водном транспорте дополнительно к соответствующим нормам, содержащимся в Трудовом кодексе Российской Федерации_ Правоприменительная практика на судах российских судоходных компаний показала, что использование иных мер дисциплинарного воздействия, чем это предусмотрено ТК РФ, не практикуется или практикуется крайне редко".
Для достижения поставленной цели законопроектом предлагается в статье 330 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заменить императивно сформулированную норму, предполагающую обязательное наличие регулирующих дисциплину работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, положений (уставов) о дисциплине, утверждаемых федеральными законами, нормой о том, что наличие таких положений (уставов) возможно при необходимости.
Одновременно предусматривается исключение ссылок на уставы о дисциплине из статей 57, 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и статей 28, 31 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ).
Согласно действующей редакции статьи 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется, помимо ТК РФ, положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.
Однако в настоящее время в Российской Федерации федеральным законом утвержден лишь Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии (Федеральный закон от 8 марта 2011 года N 35-ФЗ).
Остальные имеющиеся уставы (положения) о дисциплине до вступления в силу ТК РФ, применяются в той мере, в какой они не противоречат ему (ст. 423 ТК РФ). Это как раз уставы (положения) о дисциплине труда работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств:
- Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.08.1985 N 812);
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621), которое распространяется также на работников метрополитенов;
- Устав о дисциплине работников морского транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395);
- Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708).
Основные проблемы с применением этих уставов (положений) о дисциплине связаны с тем, что ими установлены иные меры дисциплинарного воздействия, чем это предусмотрено ТК РФ, что противоречит части 2 статьи 192 ТК РФ о том, что другие (не предусмотренные ТК РФ) дисциплинарные взыскания могут быть предусмотрены только федеральными законами. Эта норма, в свою очередь, основана на общем положении статьи 252 ТК РФ о том, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Поскольку законопроектом фактически исключается применение к работникам дополнительных мер дисциплинарного воздействия помимо предусмотренных ТК РФ, предлагаемые изменения можно рассматривать как улучшающие правовое положение работников, повышающие уровень защиты их трудовых прав.
При этом важно, что предлагаемые законопроектом меры не снижают требования к дисциплине работников и не приведут к снижению уровня безопасности на транспорте.
Так, непосредственно ТК РФ (статья 192) предусмотрены три вида дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Уставом о дисциплине работников морского транспорта помимо этих взысканий предусмотрены строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии. Ясно, что исключение таких "промежуточных" взысканий само по себе уровень дисциплины на морском транспорте изменить не может.
Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации также предусмотрены строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии, но помимо этого имеется такое дополнительное дисциплинарное взыскание как изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако с точки зрения современных представлений изъятие диплома нельзя отнести к дисциплинарным взысканиям. Диплом капитана или лица командного состава флота - это документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий ему, по сути, специальное право на занятие определенной должности. Тем более, что правом налагать дисциплинарные взыскания в соответствии с ТК РФ обладает работодатель, а в соответствии с Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации может осуществляться руководителем федерального органа исполнительной власти по рыболовству на срок до 3 лет и руководителем администрации морского порта на срок до одного года, т.е. лицами, обладающими не дисциплинарной, а административной властью.
С признанием Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации утратившим силу возможность применения к отдельным работникам такого, по сути, административного воздействия как лишение диплома сохранится. Так, в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 N 349 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469) дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, а также их действие может быть приостановлено в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в случае ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, приведшего к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного концептуально законопроект может быть поддержан.
В то же время, проектируемый абзац второй пункта 2 статьи 31 КВВТ РФ, согласно которому капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна, не может быть поддержан в представленной редакции в связи с неопределенностью оборота "в случае необходимости". Действующая редакция пункта 2 статьи 31 КВВТ РФ устанавливает право капитана судна отстранять указанных лиц от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине. Это в целом соответствует упомянутому выше общему положению статьи 252 ТК РФ о недопустимости установления особенностей регулирования труда, влекущих за собой снижение уровня гарантий работникам, иначе как непосредственно в ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Общие правила отстранения от работы установлены в статье 76 ТК РФ, которая допускает отстранение работника от работы только в случаях, установленных указанной статьей, а также в случаях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, проектируемый абзац второй пункта 2 статьи 31 КВВТ РФ требует уточнения и приведения его в соответствие с положениями части первой статьи 76 ТК РФ. Аналогичное замечание относится и к действующей редакции абзаца второго пункта 2 статьи 67 КТМ РФ.
Также необходимо согласовать проектируемую редакцию статьи 330 ТК РФ с частью первой статьи 189 ТК РФ, определяющей дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В то же время, в проектируемой статье 330 ТК РФ нет упоминаний ни об иных федеральных законах, регулирующих дисциплину работников транспорта, которыми, очевидно, являются, например, КТМ РФ и КВВТ РФ, ни о локальных нормативных актах, таких как, например, правила внутреннего трудового распорядка, которые справедливо упоминаются в пояснительной записке к законопроекту как документ, регулирующий полномочиях капитана судна на поощрение членов экипажа судна и наложение на них дисциплинарных взысканий.
Кроме того, представляется целесообразными привести в соответствие с терминологией ТК РФ терминологию, используемую в пункте 1 статьи 28, пункте 2 статьи 29 КВВТ РФ, а также в пункте 1 статьи 57 КТМ РФ в части использования наименований актов социального партнерства (коллективные договоры, соглашения). Следует также учесть, что словосочетание "трудовой договор (контракт)" в современном трудовом законодательстве не используется.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.