Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 63563-7 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(о заключении контракта о прохождении военной службы),
внесенному Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в рамках реализации подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" и направлен на усовершенствование системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом, предназначенным для замещения должностей солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов).
В настоящее время в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) установлено, что контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
граждане, пребывающие в запасе;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;
граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования;
иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить приведенный выше перечень категорий граждан двумя новыми категориями, установив, что, во-первых, получившие до призыва на военную службу среднее профессиональное образование военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и, во-вторых, получившие среднее профессиональное образование граждане, не пребывающие в запасе, вправе заключить контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формированиях МЧС России, СВР России и органах государственной охраны.
По информации авторов законопроекта, ежегодно образовательные организации выпускают около 500 тыс. специалистов, имеющих среднее профессиональное образование. Большинство этих специалистов непосредственно по окончании обучения подлежит призыву на военную службу. При этом такие граждане уже в ходе проведения призывной кампании проявляют серьезную заинтересованность в заключении контракта о прохождении военной службы.
По некоторым оценкам, в сравнении с гражданами, имеющими высшее образование, граждане, имеющие среднее профессиональное образование, более мотивированы к прохождению военной службы по контракту, поскольку рассматривают эту службу как "социальный лифт" (гарантированная занятость, своевременно выплачиваемое денежное довольствие, социальный пакет, обеспечение жильем на время службы, преимущества при получении высшего образования и т.д.) даже в том случае, если намерены отслужить по контракту только один или два срока. При этом уровень полученного среднего профессионального образования соответствует требованиям к большинству военно-учетных специальностей рядового и сержантского состава, а также прапорщиков.
Следует отметить, что с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в вышеназванный Федеральный закон, подготовленные депутатами Государственной Думы предыдущего созыва (Федеральный закон от 14 декабря 2014 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), в соответствии с которыми гражданам, получающим среднее профессиональное образование, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется до окончания установленных для получения этого образования сроков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федеральный закон N 302-ФЗ следует читать как "14 октября 2014 г."
Одной из причин принятия такого решения был расчет на то, что на военную службу будут призываться специалисты, способные в сравнительно короткие сроки освоить навыки эксплуатации сложного вооружения, военной и специальной техники.
Исходя из вышеизложенного и с учетом сроков прохождения военной службы по первому контракту о прохождении военной службы (увеличенных по сравнению со сроками прохождения военной службы по призыву) представляется, что реализация предлагаемых изменений положительно скажется на:
укомплектовании наиболее востребованных воинских должностей (прежде всего - технического профиля);
эффективности эксплуатации личным составом вооружения, военной и специальной техники;
слаженности и готовности к выполнению задач по предназначению;
пополнении мобилизационного людского резерва подготовленными специалистами и т.д.;
что в целом приведет к росту боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Кроме того, как представляется, предлагаемые изменения положительно скажутся на престиже среднего профессионального образования.
Комитет Государственной Думы по обороне концепцию законопроекта поддерживает.
При этом Комитет обращает внимание, что предоставляемое вышеназванным военнослужащим и гражданам, имеющим среднее профессиональное образование, право заключить контракт о прохождении военной службы одновременно ограничивается условием о поступлении на военную службу в составе строго определенных в пунктах 1 и 3 законопроекта государственных военных организаций (Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формированиях МЧС России, СВР России и органы государственной охраны). В этой связи представляется, что установление названного ограничения нуждается в дополнительном обсуждении в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
Вышеуказанное замечание, по мнению Комитета по обороне, не носит концептуального характера и не препятствует принятию законопроекта Государственной Думой в первом чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.