Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 51-АПГ16-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ребаса А.П. на решение Алтайского краевого суда от 29 августа 2016 года об отказе ему в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 15 Положения об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка её взимания, утверждённого приказом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 27 ноября 2014 года N 397 (в редакции приказа Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от 11 ноября 2015 года N 450), в части, устанавливающей формулы, по которым осуществляется перерасчёт платы за непредоставление социальных услуг.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно пункту 15 Положения об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка её взимания, утверждённого приказом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 27 ноября 2014 года N 397 (в редакции приказа Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от 11 ноября 2015 года N 450), при непредоставлении уже оплаченных социальных услуг их получателю в связи с его отказом от социального обслуживания и в иных случаях, влекущих прекращение или приостановление социального обслуживания, производится перерасчёт внесённой платы за предоставление социальных услуг (далее соответственно - "непредоставление", "перерасчёт") пропорционально периоду непредоставления.
Перерасчёт при определении платы по договору в расчёте на день (час) производится путём возврата внесённой платы пропорционально периоду непредоставления.
Перерасчёт при определении платы по договору в расчёте на месяц производится по следующим формулам:
в случае временного отсутствия получателя социальных услуг в стационарной форме по уважительной причине, в том числе в связи с выездом на отдых, содержанием под стражей, санаторно-курортным или стационарным лечением (далее - "временное отсутствие"):
В = П - ((С_пл +С_мяг) / 30,4) х О - (С / 30,4) х (30,4 - О),
в иных случаях непредоставления:
В = П - (С / 30,4) х (30,4-О)
где:
В - сумма ежемесячной платы, подлежащая возврату получателю социальных услуг в случае временного отсутствия либо иных случаях непредоставления (если В составляет отрицательную величину из-за частичного внесения платы по договору, возврат не производится);
П - размер ежемесячной платы по договору;
Спл - стоимость предоставления социальной услуги "Предоставление площади жилых помещений согласно утверждённым нормативам" в месяц;
Смяг - стоимость предоставления социальной услуги "Обеспечение мягким инвентарем согласно утверждённым нормативам" в месяц;
О - количество дней временного отсутствия (либо непредоставления в иных случаях) в месяц;
С - стоимость социальных услуг в месяц по договору.
Сумма перерасчёта по желанию получателя социальных услуг (его законного представителя) засчитывается поставщиком социальных услуг в счёт дальнейшего социального обслуживания либо возвращается получателю социальных услуг (его законному представителю) путём безналичного перечисления на счёт в кредитной организации либо наличными денежными средствами через кассу поставщика социальных услуг.
Возврат денежных средств осуществляется на основании письменного заявления гражданина (его законного представителя), направленного поставщику социальных услуг, в течение 30 дней со дня получения им данного заявления.
Ребас А.П. будучи получателем социальных услуг, предусмотренных разработанной для него индивидуальной программой, и на основании договора стационарного социального обслуживания, заключённого между ним и краевым государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов", обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведённой выше нормы в части, устанавливающей формулы, по которым осуществляется перерасчёт платы за непредоставление социальных услуг, ссылаясь на противоречие положениям пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 14 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пункта 8 статьи 4 Закона Алтайского края от 6 ноября 2014 года N 84-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания граждан".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое правовое регулирование установлено с превышением полномочий отраслевого органа исполнительной власти, является экономически необоснованным, удержание денежных средств производится за услуги, которые фактически не были получены гражданином, ограничивает право заявителя в случае приостановления или прекращения социального обслуживания истребовать у исполнителя внесённую плату за вычетом фактически понесённых исполнителем расходов.
Решением Алтайского краевого суда от 29 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ребаса А.П. поставлен вопрос об отмене решения Алтайского краевого суда от 29 августа 2016 года и о вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование принято в рамках компетенции уполномоченного органа исполнительной власти в области социального обслуживания, соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, в том числе к порядку его принятия, и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", определяя организационные и экономические основы деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе принципы социального обслуживания (статья 4), права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг (статьи 9, 10, 11, 12), предоставление социального обслуживания (статьи 14, 15, 16, 17, 18), формы социального обслуживания, виды социальных услуг (статьи 19, 20, 21, 22), а также финансовое обеспечение социального обслуживания (статьи 30, 32), одновременно наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в сфере социального обслуживания.
К их числу наряду с иными перечисленными в пункте 14 части 1 статьи 8 данного федерального закона полномочиями относится утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка её взимания.
В свою очередь, Закон Алтайского края от 6 ноября 2014 года N 84-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания граждан", разграничивая компетенцию в данной сфере между органами государственной власти Алтайского края, разрешение вопроса по утверждению размера платы за предоставление социальных услуг и порядка её взимания закрепляет за уполномоченным отраслевым органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания (пункт 8 статьи 4).
Таким образом, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (пункт 1.1 Положения о Главном управлении Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённого указом Губернатора Алтайского края от 7 августа 2014 года N 118), а на 11 ноября 2015 года - Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (пункт 1.1 Положения о Главном управлении Алтайского края по труду и социальной защите, утверждённого указом Губернатора Алтайского края от 2 февраля 2015 года N 8), будучи уполномоченным органом в сфере социального обслуживания, не лишено было возможности своим приказом определить правила утверждения размера платы за предоставление социальных услуг их получателям и порядок её взимания при осуществлении поставщиками социальных услуг социального обслуживания граждан в Алтайском крае.
Разрешая вопрос о законности оспариваемых положений, суд обоснованно не усмотрел их противоречия федеральному законодательству.
В силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17). Получателям социальных услуг с учётом их индивидуальных потребностей предоставляются услуги: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении развитии личности получателей социальных услуг; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в получении социальных услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг; срочные услуги (статья 20). Форма социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг указываются в индивидуальной программе (статья 16).
Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счёт средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 30).
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или за частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 названного федерального закона. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого же закона. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьёй 17 поименованного федерального закона (статья 32).
Согласно пункту 16 Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при расчёте объёма предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 935н, учитываются нормы и нормативы, установленные в соответствии с пунктами 6, 7 части 2 статьи 7, пунктами 5, 6 статьи 8 Федерального закона, исходя из которых осуществляется предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе нормы питания, нормативы предоставления площади жилых помещений, оснащения мягким инвентарём. В случае, если соответствующие нормы и нормативы не установлены, объём предоставления социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания не может быть меньше объёма, предусмотренного получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре.
Анализ оспариваемых положений в системной взаимосвязи с приведёнными выше федеральными нормами дают убедительную основу для вывода о том, что использование в качестве объективных критериев для перерасчёта уже оплаченных услуг их получателю в случае временного отсутствия получателя социальной услуги в стационарной форме таких показателей, как размер ежемесячной платы по договору, стоимость социальных услуг в месяц по договору, стоимость предоставления социальной услуги "Предоставление площади жилых помещений согласно, утверждённым нормативам" в месяц, стоимость предоставления социальной услуги "Обеспечение мягким инвентарём согласно утверждённым нормативам" в месяц, не может рассматриваться как противоречие приведённым выше федеральным нормам, поскольку все эти показатели используются в целях расчёта размера платы за предоставление социальных услуг.
Таким образом, доводы истца о том, что на основании введённых формул, осуществляется неправомерное удержание стоимости неоказанных социальных услуг, не подтверждаются.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих отмену или изменение судебного постановления в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 29 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ребаса А.П. без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 51-АПГ16-21
Текст определения официально опубликован не был