Постановление Верховного Суда РФ от 9 января 2017 г. N 34-АД16-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу начальника Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее - ГОКУ "Мурманскавтодор", Учреждение) Козлова В.М. на вступившие в законную силу постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Кольскому району от 28 января 2016 года N ..., решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 марта 2016 года, решение судьи Мурманского областного суда от 20 мая 2016 года и постановление председателя Мурманского областного суда от 7 сентября 2016 года, вынесенные в отношении ГОКУ "Мурманскавтодор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Кольскому району от 28 января 2016 года N ..., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 марта 2016 года, решением судьи Мурманского областного суда от 20 мая 2016 года и постановлением председателя Мурманского областного суда от 7 сентября 2016 года, ГОКУ "Мурманскавтодор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник ГОКУ "Мурманскавтодор" Козлов В.М. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении ГОКУ "Мурманскавтодор" по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2015 года в период времени с 08 часов 30 минут до 10 часов 30 минут на участке с 0 км + 000 м по 17 км + 000 м автодороги "Кола-Верхнетуломский - КПП Лотта" установлен факт несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог, требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
На указанном участке дороги выявлены недостатки зимнего содержания автомобильной дороги: на проезжей части имеется уплотненный колесами автомобилей снежный накат, который не обработан противогололедными материалами.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является ГОКУ "Мурманскавтодор".
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков от 18.12.2015 с фотоматериалами и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что ГОКУ "Мурманскавтодор" не является субъектом вмененного административного правонарушения.
В обоснование данного довода заявителем указано, что в силу закона ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядные организации. Указывает, что 29.12.2014 ГОКУ "Мурманскавтодор" заключило государственный контракт N ... на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области с ООО "Технострой". Согласно названному государственному контракту ООО "Технострой" осуществляло снегоуборку и посыпку указанного участка дороги.
Данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области N 179-ПП "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области" от 22.04.2010, автомобильная дорога "Кола-Верхнетуломский - КПП Лотта", с идентификационным номером 47 ОП РЗ 47К-059, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Согласно Распоряжения Правительства Мурманской области от 04.10.2011 N 364-РП "О создании государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области" ГОКУ "Мурманскавтодор" предназначено для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования Мурманской области, включенными в перечень вышеуказанным Постановлением.
Как следует из Устава ГОКУ "Мурманскавтодор" данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, организация выполнения работ и осуществление функций, определенных настоящим Уставом в сфере управления дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области, в том числе имуществом, необходимом для обслуживания и осуществления на них дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2 Устава целями создания Учреждения являются обеспечение развития и, сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области и улучшение их технического состояния.
Задачами деятельности данного Учреждения являются организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области за счет и, в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств; обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Мурманской области за счет и, в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 Устава Учреждение является владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, закрепленных за ним на права оперативного управления в установленном порядке.
В связи с изложенным, ГОКУ "Мурманскавтодор" обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Мурманской области.
Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ГОКУ "Мурманскавтодор" всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное Учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние на участке с 0 км + 000 м по 17 км + 000 м автодороги "Кола-Верхнетуломский - КПП Лотта", является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало Учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Действия ГОКУ "Мурманскавтодор" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ГОКУ "Мурманскавтодор" в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ГОКУ "Мурманскавтодор" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Кольскому району от 28 января 2016 года N ..., решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 марта 2016 года, решение судьи Мурманского областного суда от 20 мая 2016 года и постановление председателя Мурманского областного суда от 7 сентября 2016 года, вынесенные в отношении ГОКУ "Мурманскавтодор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника ГОКУ "Мурманскавтодор" Козлова В.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По результатам проверки был установлен факт необеспечения безопасности дорожного движения при содержании автодороги.
Так, на проезжей части имелся уплотненный колесами автомобилей снежный накат, необработанный противогололедными материалами.
В связи с этим на учреждение был наложен штраф по КоАП РФ - за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
ВС РФ не согласился с тем, что ответственность должно нести не учреждение, а лица, фактически осуществляющие содержание дороги, т. е. подрядные организации (с которыми это учреждение заключило госконтракт для выполнения работ по снегоуборке и посыпке указанного участка проезжей части).
Как подчеркнул ВС РФ, в данном деле учреждение было создано для выполнения функций оперативного управления автодорогами общего пользования на спорной территории.
Заключение госконтракта с подрядчиком не освобождает от обязанности по содержанию автодороги, в т. ч. путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением такой организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Постановление Верховного Суда РФ от 9 января 2017 г. N 34-АД16-9
Текст постановления официально опубликован не был