Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2016 г. N 08-2781
Согласно пункту 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 8 Закона N 273 организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В связи с этим, а также во исполнение пункта 5 протокола заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N ПК-3вн Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет материалы, подготовленные Рособрнадзором, для использования в рамках подготовки и реализации программ повышения квалификации учителей.
Заместитель директора Департамента |
И.И. Тараданова |
Справка
об исследовании компетенций учителей русского языка, литературы и математики
Рособрнадзор реализует ряд проектов, направленных на разработку объективной, валидной и практичной модели оценки компетенций учителей. Оценка компетенций должна стать одним из альтернативных способов прохождения аттестации.
При разработке модели оценки компетенций учителей планируется реализовать три этапа:
- 2015-2016 уч. год - разработка и апробация модели оценки предметных компетенций в соответствии с действующим проектом профессиональных стандартов, разработка объективных валидных и практичных критериев оценки предметных, методических, социально-коммуникационных и других компетенций;
- 2016-2017 уч. год - доработка и апробация модели оценки компетенций в соответствии с измененным проектом профессиональных стандартов (шкалы для оценки уровней);
- 2017-2018 уч. год - массовая апробация модели оценки компетенций учителей.
Модель оценки компетенций разрабатывается, исходя из того, что оценка является составной частью национальной системы учительского роста. Помимо оценки компетенций такая система должна включать:
a. механизмы стимулирования;
b. процедуры повышения квалификации, помогающие учителю устранить проблемы в его профессиональной подготовке;
c. механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, например, в форме консультативной помощи тем, кто в ней заинтересован;
d. механизмы развития среды профессионального общения (по результатам исследования около 40% учителей являются пользователями социальных сетей, причем используют их, в том числе, для, профессионального общения);
В апреле-мае 2016 года проведено исследование компетенций учителей русского языка (6804 участников), математики (7295 участников), и литературы (5397 участников).
Кроме того, некоторые выводы о компетенциях учителей включены в аналитические отчеты по результатам Национальных исследований качества образования (НИКО). Например, один из выводов состоит в том, что внутри регионов результаты участников НИКО в целом согласуются с заявленным уровнем квалификации учителей, то есть результаты обучающихся у учителей с высшей квалификационной категорией в каждой группе регионов, чем результаты обучающихся у учителей, аттестованных на соответствие. Однако между регионами разница в результатах существенно более значимая, то есть учителя с "высшей" квалификацией из одних регионов учат хуже, чем учителя, аттестованные на соответствие, из других.
Принципы составления инструментария
для оценки компетенций учителя (в рамках исследования 2016 года)
Приоритет предметной подготовки. Данный принцип определяет уровень предметной подготовки учителя как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать эффективный учебный процесс по образовательным программам заявленного уровня.
Ориентация на результаты обучения. Следование данному принципу обусловлено структурой ФГОС и ПООП, ключевой составляющей которых является описание требований к результатам обучения и планируемых результатов обучения. Реализация данного принципа влечет необходимость отбора таких параметров основных компетенций учителя, которые бы позволяли оценить умения учителя:
- планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов;
- учесть индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной траектории;
- обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- объективно оценить достижение обучающимся планируемых результатов и при необходимости осуществить коррекцию методики и организационных аспектов обучения;
- выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями оценивания.
Краткая характеристика диагностической работы, выполняемой учителями в рамках исследования
В соответствии с изложенными выше принципами выбор объектов контроля осуществляется с учетом положений Профессионального стандарта педагога*, ФГОС общего образования, Закона об образовании в Российской Федерации, а также с учетом того, что в рамках данного исследования реализуется оценка основных компетенций.
Блок 1. Предметная подготовка
Объекты контроля**:
- знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.
Модели оценки объектов контроля:
- оценка выполнения стандартных для соответствующей предметной области заданий, включая задания с кратким и развернутым ответом;
Общие подходы к оцениванию:
- в заданиях с кратким ответом оценивается правильность и полнота ответа;
- в заданиях с развернутым ответом (решением) оценивается правильность и полнота ответа, соответствие приведенного решения уровню подготовки и познавательным возможностям обучающихся.
Блок 2. Методика преподавания
Объекты контроля:
- знание основ методики преподавания, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
- владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, Лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.);
- использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Модели оценки объектов контроля:
- оценка выполнения задания на поиск методов и способов решения проблем в заданной педагогической ситуации.
Общие подходы к оцениванию:
- оценивается адекватность предложенных методов и способов решения проблемы;
- оценивается наличие обоснования, полнота и точность аргументации.
Блок 3. Оценивание
Объекты контроля:
- знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;
- умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Модели оценки объектов контроля:
- оценка результатов оценивания развернутых ответов обучающихся по стандартизированным критериям, включая анализ ошибок.
Общие подходы к оцениванию:
- оценивается точность следования стандартизированным критериям оценивания;
- оценивается точность идентификации и интерпретации ошибок в ответе обучающегося.
Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителя отвечали на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя. Кроме того, исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных - тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т.п.
Результаты и выводы
Некоторые результаты выполнения заданий учителями
- Около 12% учителей русского языка не справились с заданием базового уровня на нахождение ошибки в морфологической характеристике слов.
- Около 18% учителей русского языка допустили ошибки в решении орфографических задач в контексте, дающем основание для разграничения языковых единиц и выбора правильного написания.
- Около 40% учителей русского языка не справились с заданием базового уровня на фонетический анализ слов.
- Около 30% учителей русского языка не справились с выполнением задания на расстановку знаков препинания в небольшом фрагменте текста.
- Около 10% учителей математики не смогли решить квадратное уравнение.
- Около 14% учителей математики не смогли решить задачу базового уровня на изменение объемов тел.
- Около 25% учителей литературы не выполнили задание на определение стихотворного размера по его характеристике и/или по цитате из стихотворения.
- Около 40% учителей литературы не справились с заданием на определение литературного направления по приведенной в задании цитате.
- Около 32% учителей литературы не выполнили задание, в котором требовалось назвать произведение и его автора по цитате, содержащей высказывание по поводу произведения, характеризующей героя.
- Более 60% учителей русского языка не смогли дать объяснение ошибок, допущенных учащимся в словообразовательном анализе слова или в разборе слова по составу.
- Более 60% учителей русского языка при выполнении задания, связанного с ответом на вопрос ученика использовали недостаточно качественный и корректный материал.
- Более 50% учителей математики не смогли определить и объяснить происхождение неправильных ответов обучающихся при решении математической задачи.
- Более 60% учителей не смогли прокомментировать приведенное решение задачи обучающимся, указав имеющиеся в нем ошибки и неточности.
Основные выводы
1. Учителя показали сравнительно высокий уровень предметной подготовки, однако около 30% учителей (по каждому из предметов - математика, русский язык, литература) показали весьма низкие результаты, не справившись с простейшими заданиями. Вызывает сомнение готовность таких специалистов к профессиональной деятельности.
2. Выявлен очень низкий уровень умения находить и объяснить ошибки в выполненном детьми задании. Без этого учитель не может ни оценить работу справедливо, ни объяснить ученику ошибку, ни сделать так, чтобы эта ошибка не повторилась.
3. Выявлены неумение объяснить материал, планировать работу на уроке в соответствии с конкретной задачей.
4. Выявлен недостаточный уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения, что может препятствовать эффективному выполнению учителями их работы.
5. Модель позволяет дифференцировать уровень компетенций учителей по всем заявленным блокам.
6. Модель обеспечивает единые для всех регионов подходы к оценке уровня квалификации учителей.
По результатам проводимого исследования готовится детальный аналитический отчет. Завершение анализа результатов планируется в ноябре 2017 года.
Результаты будут обсуждены на конференции "Развитие профессиональных компетенций учителей в контексте совершенствования системы образования" 27-28 октября 2017 года.
Дальнейшие шаги
- введение уровневой градации результатов диагностики (одновременно с модернизацией профессионального стандарта педагога);
- развитие механизмов диагностики и профессиональной помощи на основе результатов оценки, в том числе, на основе адресного повышения квалификации;
- внедрение методик оценки психолого-педагогических компетенций, в том числе, с привлечением регионального методического актива для участия в оценке и оказания помощи.
______________________________
* Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
** Здесь и далее - в соответствии с текстом Профессионального стандарта педагога, характеристики трудовой функции "Общепедагогическая функция, обучение", код А/01.6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2016 г. N 08-2781
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования России", февраль 2017 г., N 3, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", февраль 2017 г., N 6