Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) внесен членами Совета Федерации С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы рассмотрел проект федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный членами Совета Федерации С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой и другими, и сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на усиление контроля за розничными продажами алкогольной и спиртосодержащей продукции с целью сокращения ее потребления населением.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), направленные на ограничение перемещения физическими лицами немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной и пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в объеме более 5 литров на одного человека, а также дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) статьей 14.17.1, установив административную ответственность за незаконное перемещение физическими лицами алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Данные нормы, по мнению авторов, снизят число случаев перемещения алкогольной и спиртосодержащей продукции (часто низкокачественной и находящейся в незаконном обороте) из государств - членов Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации для дальнейшего сбыта.
С целью установления контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции законопроект обязывает перевозчиков указанной продукции оснащать железнодорожный подвижной состав специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации.
Авторами рекомендуется изменить порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так наличие у заявителя неуплаченного административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенные в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, будет являться основанием для отказа в выдаче лицензии.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" следующие изменения:
- обязать лиц, осуществляющих закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов, производство, хранение, поставку и (или) закупку спиртосодержащих лекарственных препаратов, осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ;
- установить для организаций оптовой торговли лекарственными средствами запрет на продажу или передачу фармацевтической субстанции спирта этилового другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами, научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы, индивидуальным предпринимателям, медицинским организациям, ветеринарным организациям, организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Также предлагается распространить требования правил использования оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащиеся в статье 8 Федерального закона N 171-ФЗ, на производителей фармацевтической субстанции спирта этилового.
По мнению Комитета, данные нормы будут способствовать усилению контроля за оборотом фармацевтической субстанции этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий, а также недопущение использования спиртосодержащих лекарственных средств не по назначению.
Как следует из пояснительной записки, в структуре острых отравлений химической этиологии, в том числе острых отравлений со смертельными исходами, ведущее место занимают отравления спиртосодержащей продукцией.
Так, показатель острых отравлений от всей спиртосодержащей продукции в 2014 году составил 33,6 случаев на 100 тыс. человек, рост острых отравлений от спиртосодержащей продукции с летальным исходом по сравнению с 2013 годом увеличился на 2,1%. При этом в 2014 году показатель острых отравлений от спиртосодержащей продукции с летальным исходом выше среднероссийского уровня зарегистрирован в половине субъектов Российской Федерации.
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, спиртосодержащая пищевая продукция в виде спиртовых ароматизаторов с содержанием спирта 45-70% легально приобретается населением и употребляется в качестве алкоголя.
Кроме того, в ряде городов участились случаи продажи спиртосодержащей продукции посредством торговых (вендинговых) аппаратов. Такие автоматы располагаются рядом с магазинами, социальными объектами, а расфасованная в стеклянные пузырьки и пакетики парфюмерно-косметическая продукция продается в автоматах круглосуточно и потребляется в качестве суррогатного алкоголя.
Безусловно, масштабы и острота проблемы употребления населением спиртосодержащих жидкостей в пищевых целях, требует принятие действенных мер для ее решения.
С этой целью предлагается внести изменение в статью 11 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которым запрещается розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции посредством торговых (вендинговых) автоматов. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции.
Кроме того, законопроект относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, а также контроля за розничными продажами спиртосодержащей непищевой продукции.
По мнению Комитета, данные меры позволят усилить контроль за розничными продажами спиртосодержащей продукции для предотвращения употребления ее населением в пищевых целях.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, могут быть включены доменные имена и страницы сайтов в сети "Интернет", содержащие предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
Дистанционная продажа алкогольной продукции не позволяет контролировать соблюдение требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных федеральным и региональным законодательством, поэтому она запрещена Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года N 612.
Также предлагается внести изменения в Кодекс, дополнив статью 13.15 частью 7, согласно которой распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до одного миллиона рублей.
Комитет подчеркивает особую значимость законодательных мер, направленных на запрет розничной продажи пищевой спиртосодержащей продукции и ограничения розничной продажи непищевой спиртосодержащей продукции.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 9 февраля 2017 года, протокол N 14.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.